Козел тюремное понятие

Конец воровскому ходу. Что такое движение АУЕ* и почему его запретили в России

Козел тюремное понятие

Сегодня по иску генпрокурора России Игоря Краснова Верховный суд постановил признать международное общественное движение АУЕ* экстремистской организацией. Заседание по иску Генеральной прокуратуры проходило в закрытом режиме.

Теперь любой придерживающийся воровской идеологии может быть приравнен к исламским террористам или нацистам и получить срок до 12 лет лишения свободы по ст. 282.1.

А таковых, по данным Генпрокуратуры, в стране около тридцати пяти тысяч человек.

На самом деле последователей этого движения в стране больше в разы. В распоряжении Лайфа оказалось закрытое исследование компании “Крибрум” за 2018 год, согласно которому поклонниками этой субкультуры являются шесть миллионов участников, из которых один миллион — дети и подростки.

Аппарат детского омбудсмена Анны Кузнецовой ещё три года назад вносил в правительство предложения по ограничению деятельности в соцсетях подобных сообществ.

В прошлом году Генпрокуратура выступила в поддержку инициативы об ответственности провайдеров за распространение криминальной субкультуры АУЕ*, что привело к блокировке семи тысяч сайтов.

На этот раз проблему решили радикально, создав законодательную базу по уголовному преследованию любого ауешника.

Глава компании “Крибрум” Игорь Ашманов считает, что множество пабликов АУЕ* в социальных сетях созданы именно с криминальной целью:

В Москве и Питере это по большей части маркетинговые группы, их владельцы морочат подросткам головы блатной романтикой и продают символику. А, например, в Челябинске это реальные группы, большая часть состава которых находится за пределами Сети. Там они готовы на криминал: отнимать деньги, устраивать уличные драки…

По мнению Генпрокуратуры, АУЕ* — молодёжное движение экстремистской направленности, участники которого причастны к организации массовых беспорядков. Оно является “хорошо структурированной и управляемой организацией”. У движения есть свои адепты и лидеры, активно пропагандирующие АУЕ*, в том числе и через социальные сети.

Эксперты считают, что проблем с привлечением адептов АУЕ* к ответственности не будет. По словам адвоката Сергея Колосовского, 282-я статья УК обобщает идеологическую и организованную составляющие. И теперь сюда относятся публичные призывы следовать АУЕ*.

Эксперты будут делать исследование, что движение АУЕ* построено на противопоставлении воровской идеологии остальному обществу. Вот вам и мотив преступления — идеологическая ненависть. А дальше уже будет определяться участие фигуранта в отдельной ячейке АУЕ*.

Больше всего этой статьи нужно теперь бояться подросткам. Писанина в паблике в формате АУЕ* это на первый раз административка, на второй — уголовная ответственность.

Действия с идеологий АУЕ* это уже дополнительный квалифицирующий признак. Это позволит гораздо проще квалифицировать преступления. Но туда ему и дорога.

АУЕ* — это дурацкое движение…

Сама аббревиатура зародилась ещё в нулевые и получила широкое распространение как раз в связи с активизацией подростковых банд, которые активно использовали АУЕ* для пропаганды воровского уклада. Подростки думают, что раз АУЕ* применяется в преступном мире, то это круто.

Но на деле всё гораздо прозаичней. В каждой тюрьме есть так называемая дорога — межкамерная связь, с помощью которой арестанты обмениваются письмами-малявами. Название “малява” идёт от того, что тюремное письмо должно быть как можно меньше.

В нулевые малявы часто начинались со слов “Арестантам Уважения, Единства” (каждое слово с большой буквы). Или “Арестанский Уклад Един”. И потом для экономии места приветствия стали писать аббревиатурами.

Так появилась и аббревиатура АУЕ*, которая изначально не призывала к совершению преступлений и не пропагандировала воровские понятия.

Тюремная малява. Фото © Главтема

Но со временем АУЕ (А.У.Е.)* стало неформальным девизом для объединения молодёжных банд, построенных на идеологии воровского мира — так называемых понятиях. В некоторых регионах подростки и даже школьники младших классов собирали деньги для пресловутого криминального общака, обкладывая данью целые классы. Всех, кто не платил, ждала жестокая расправа.

Можно уверенно предположить, откуда именно пошло по стране АУЕ*. Скорее всего, старт движению дал небезызвестный вор в законе Евгений Васин по прозвищу Джем, который попал на читинскую малолетку ещё в 70-е годы и создал “союз истинных арестантов”.

Отличительным признаком принадлежности к “союзу истинных арестантов” были фетровые шляпы, как у Евгения Васина — Джема с этой фотографии. Фото © primecrime.ru / Irakli43597

Именно Джем придумал систему активного вовлечения подростков в криминалитет, которая потом зажила своей особенной жизнью. С этой целью Джем открыл спортивный лагерь на амурском острове Малайкин, где детей и подростков обучали не только рукопашному делу, но и воровскому. Этот лагерь впоследствии ОМОН брал штурмом.

Как организованное криминальное движение АУЕ* распространилось тоже больше всего именно в местах первой отсидки Джема — Забайкалье. Об этом стали говорить в 2011 году, когда в Забайкальском крае задержали банду подростков и юношей, напавших на частную фирму. Все они увлекались идеями АУЕ*.

Когда начали копать, оказалось, что во многих школах и детдомах края были смотрящие, которые собирали с одноклассников дань в общак, часть которых уходила в тюрьмы и лагеря, а другая оседала в карманах сборщиков. Из Забайкалья движение распространилось и на соседние регионы —Амурскую и Иркутскую области и Бурятию.

Но в той или иной мере АУЕ* придерживаются подростки во всей России, а также в странах ближнего зарубежья.

Воровской мир относится к этому двояко. С одной стороны, ворами сказано не отталкивать стремящуюся к криминальному миру молодёжь. С другой — дети и подростки часто переигрывают, что приводит к беспределу. Это дополнительно компрометирует воровской мир, который и так сейчас находится перед угрозой полного исчезновения.

Ведь изначально воровской уклад создавался в качестве арестантской взаимовыручки, а сейчас под этим соусом проповедуют вымогательство и другие преступления. Несмотря на то что главного забайкальского вора в законе Георгия Углава, известного в кругах как Тахи, активно связывают с созданием идеологии АУЕ*, материалами уголовного дела это не подтвердилось.

И в настоящее время создание АУЕ* Тахе не вменяется.

Георгий Углава — Тахи. Фото © Криминальные авторитеты

Не исключено, что в ближайшее время кто-нибудь из воров объявит сбор денег с малолеток и пропаганду среди них воровских ценностей непорядочными, чтобы дистанцироваться от АУЕ* и исключить связанные с этим правовые риски.

*Экстремистская организация, запрещённая в России.

Источник: https://life.ru/p/1340436

Тюремные университеты: три главных принципа арестантского уклада

Козел тюремное понятие

Знакомство с АУЕ* пришлось точно на моё 35-летие. Уже третий год подряд я встречал свой день рождения в застенках Лефортово — сокамерники вместо друзей, вафельный тортик вместо праздничного застолья и утренний шмон вместо подарков от близких. Но этот день рождения был необычным. Первым и единственным подарком был приказ от сотрудника ФСИН: «С вещами на выход!»

Через несколько часов я очутился в СИЗО «Медведково», где вместо привычных лефортовских шпионов, изменников и террористов меня ждали грабители, насильники, убийцы и сотни сотен вполне себе невинных наркоманов и воришек. Пару месяцев назад я схлопотал почти десять лет общего режима, и сегодня меня отправляли на этап. Я немного волновался.

Все следственные изоляторы в Москве — «чёрные», за исключением спецблока в «Матросской Тишине» и моего уже родного СИЗО «Лефортово». В этих исключительных местах теме АУЕ* не развиться — блатной носитель арестантско-уркаганской идеологии просто не сможет распространить свои тюремные понятия.

В Лефортово нет ни «дорог» — межкамерное общение исключено, ни «ног» — факты подкупа сотрудников этого СИЗО никому неизвестны, ни поддерживающих идеологию АУЕ* соседей. Но пока я судился, попутчики в автозаках мне рассказывали о «движухе» в изоляторах Москвы.

Что-то немногое я знал: днём ПВР, ночью АУЕ*.

За каждым чёрным СИЗО закреплён свой «положенец». Это может быть как «вор в законе», находящийся в изоляторе или, если нет вора, то уважаемый в преступном мире арестант.

Его основная задача — сохранить и укрепить существующее положение в изоляторе: а это и определённая договорённость с администрацией, и финансово-материальное обеспечение «общака», и связь между камерами, карцером, санчастью, карантином и волей.

Для поддержания порядка «положенец» назначает «смотрящих» за корпусами тюрьмы, те в свою очередь следят за подконтрольной территорией и назначают «смотрящих» за камерами.

В каждой камере «чёрной» тюрьмы есть свой маленький командир — такая вертикальная иерархия позволяет не только постоянно насыщать «общак» ручейками взносов, но и идеальным образом распространяет идеологию АУЕ* на вновь прибывших в камеру мужиков. Одним из них был и я.

Мой первый шаг в «чёрную» хату

 — АУЕ*, братва! Хата людская?

Тут, конечно, стоило бы для начала определиться: «кто ты и с кем ты». На стороне основной массы заключённых или на стороне администрации изолятора. Каждая выбранная жизненная позиция имела свои достоинства и недостатки.

Однако я, почти два года воевавший со следствием ФСБ, по умолчанию не мог быть в дружбе с властью. А потому я решил с головой окунуться в параллельный для меня мир.

Тем более я считал себя репортёром, а в этих местах неисчерпаемая кладезь интересных сюжетов.

Мои слова «АУЕ*, братва!» были как самоидентификация «свой — чужой», а уточнение про «людскую хату» было обязательным, так как администрация по своим оперативным интересам могла запросто сунуть меня и в камеру и к «козлам» и к «петухам». В этом случае мне пришлось бы очищать от них камеру или вскрывать себе вены.

— Жизнь ворам! — был мне ответ, — кто сам и по какой беде?

Навстречу вышел молодой азербайджанец, как потом оказалось, «смотрящий» за камерой. Моя «беда» — это мои статьи, «кто сам» — это не имя, а моя здравость.

Так определялся мой статус и будущее положение в местной иерархии.

Если бы я имел статьи за изнасилование, совращение малолетних или убийство, то от «смотрящего» последовал бы определённый ряд вопросов, после чего он бы со старшими уголовниками принимал бы решение о моей судьбе.

Я назвал имя, свои статьи, указал на здравость (то есть, не гомосексуалист и не «обиженный»). Азиз удивился моей «делюге», показал на свободную койку и позвал чифирить. Чифирь — это не чаепитие, это ещё один из ритуалов АУЕ*. Естественно, я согласился.

Экстремизм для криминала всегда что-то необычное и опасное. Противодействие режиму может криминалом одобряться и даже вызывать уважение, но, как правило, политические дела несут для устоявшегося порядка всевозможные проблемы.

Здесь и более чуткое внимание оперотдела, и возможные проверки вышестоящего руководства, и независимые комиссии: деньги любят тишину, а преступные капиталы тем более.

Через любую «чёрную» тюрьму проходят огромные суммы, как через «общак», так и через покупку «запретов», и конечно же никто рисковать этим положением не хочет.

Поэтому блатные от политических держатся подальше и изучают их пристально лишь для того, чтоб знать, как их контролировать.

В тюремной системе управления «смотрящий за хатой» выполняет важную функцию. Он прямо выясняет личность новоприбывших и косвенно — сколько они могут взносить на «общак». Решает споры и предотвращает конфликты между сокамерниками. Организовывает поступление различных «запретов» и придумывает для них тайники.

Взаимодействует с на своём уровне с администрацией и «наводит движуху» в камере для поддержания «чёрного хода» тюрьмы. Чифирить с интересным для него новеньким смотрящий садится не для развлечения — для него это способ вытянуть из собеседника определённую информацию.

Впрочем, после сотни чекистских допросов общение с молодым представителем блаткомитета, ещё недавно торговавшим апельсинами на рынке, для меня было «детским садом».

Уже через пару минут Азиз рассказывал мне про положение на тюрьме, воровские прогоны, АУЕ*, ночную движуху и договорённости с местными операми. Тысяча рублей в месяц с койки — это цена своевременного предупреждения о шмонах.

Чуть позже я и сам наблюдал, как все «запреты» в камере сдавались инспектору, а через полчаса всё переворачивали вверх дном, «пропикивая» стены спецприборами.

После чего все «запреты» возвращались в камеру в полной сохранности — даже телефоны!

На следующий день после моего прибытия, Азиз стал привлекать меня к общественно полезным делам.

 — Воровской ход держится на трёх китах, — разъяснял мне Азиз, — общак, игра и дорога. Ты играешь?

 — В шахматы если только, — аккуратно ответчал я.

 — В нарды лучше, я тебя потом научу! А сейчас давай-ка расплетём твой свитер.

За решёткой выл декабрьский ветер, но форточки были открыты нараспашку, так как через них шла «дорога». В камере стоял дикий холод, тем не менее я без слов приложил к свитеру две пары шерстяных носок. Общими усилиями мы за вечер расплели всё по ниточке и намотали несколько клубков шерсти. Азиз с сокамерником принялся учить меня плести «коней».

— Дорога для арестанта — святое. Есть дорога, будет и грев. А потому каждый порядочный арестант должен уметь ставить дорогу, — рассказывал Азиз, растягивая по большому кругу камеры бесконечную нить моего бывшего свитера.

Когда нить из клубка сделала по камере с десяток оборотов, Азиз обрезал пучок, завязал на конце узел, продел в него шариковую ручку и принялся её вертеть, закручивая нити в толстый канат.

Через пару часов у нас в камере был десятиметровый прочный конь для будущей дороги.

Вечером местный ответственный за дорогу ловко закинул канат в соседнюю камеру и в привязанных носках «поскакали» важные груза и малявы.

Уже через несколько дней я стал полноценным «дорожником» и с жадным любопытством «репортёра под прикрытием» постигал неизведанный мне ранее мир АУЕ*.

…продолжение следует

_______________________________________________

* АУЕ — запрещенное в России международное движение. Признано экстремистской организацией по решению Верховного суда РФ от 17 августа 2020 года.

Источник: https://www.ridus.ru/news/335996

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.