Коллегиальный состав суда это

Содержание

Состав суда в гражданском процессе: определение состава, полномочия

Коллегиальный состав суда это

Состав суда в гражданском процессе делится на два вида. Под первым подразумевается количество участников в производстве, под вторым – общая численность судебного аппарата. Рассмотрим, как определяется состав, каковы полномочия участников, а также особенности формирования апелляционной и кассационной инстанции.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Судебная система РФ: классификация судов

Российская судебная система делит суды на две категории:

  1. Первая – суды первой инстанции. Здесь начинается рассмотрение всех дел. К ним относятся мировые, районные, гарнизонные, краевые, арбитражные, военные суды в конкретном субъекте.
  2. Вторая – апелляционные, кассационные, надзорные суды, проверяющие обоснованность и законность вынесенных решений, постановлений, определений. Это вышестоящая инстанция.

Обратите внимание! Решение, вынесенное в нижестоящей инстанции, оспаривается в вышестоящей. Например, по отношению к мировому суду таковым считается районный. Решения районных судов обжалуются в областных, далее – краевых, и так до тех пор, пока заинтересованная сторона не дойдет до ВС РФ.

Коротко: суды бывают федеральными и субъектовыми. В первом случае подразумевается ВС РФ, Конституционный, а также арбитражные, входящие в систему арбитражных судов.

В категорию субъектовых относятся мировые, районные, уставные (конституционные) суды субъектов РФ. Все они делятся на две инстанции – первую и вторую (апелляционную, кассационную).

Как определяется состав суда?

Состав суда условно бывает двух видов: первый – который рассматривает гражданские дела, второй – непосредственно аппарат судебного органа, т.е. количество трудоустроенных сотрудников.

Для сторон производства наибольшее значение имеет именно состав суда при производстве по делам в первой или вышестоящей инстанциях.

Первая инстанция

Рассмотрением исковых и иных заявлений занимается судья единолично. Если речь идет о защите избирательных прав, назначается коллегиальный состав из трех судей, один из них – председательствующий.

Также на заседаниях может присутствовать сам председатель суда, но, помимо этого, в его обязанности входит контроль кадровых и организационных вопросов.

Обратите внимание! Единолично судьями рассматриваются и арбитражные дела (ст. 18 АПК РФ). Коллегиальное рассмотрение производится при отправке дела на пересмотр, оспаривании нормативных актов, защите интеллектуальных прав (ст. 17 АПК РФ).

Вторая инстанция

Согласно ст. 7 ГПК РФ, гражданские дела в апелляционной и кассационной инстанции рассматриваются коллегиально. В состав входят три судьи, один из них – председательствующий.

Единолично в апелляционных судах рассматриваются только отдельные дела:

  • жалобы на не вступившие в силу постановления мировых судей;
  • оспаривание решения, принятого в порядке упрощенного производства;
  • обжалование приказов, решений и определений, вступивших в силу, при обращении в кассационную инстанцию.

Вывод: в первой инстанции дела рассматриваются чаще единолично, во второй – коллегиально, за исключением указанных выше случаев, когда судья выносит определение самостоятельно, без назначения заседания и вызова сторон.

Полномочия участвующих лиц

Теперь разберемся в полномочиях лиц, участвующих в заседаниях или состоящих в штате судов.

Судья

Деятельность судей регламентируется Законом РФ от 26.06.1992 №3132-1.

На заседании судья считается главным, в его полномочия входит:

  • принятие решений, определений;
  • рассмотрение дел согласно ГПК, ГК РФ;
  • организация процедуры рассмотрения;
  • заявление самоотвода при наступлении конфликта интересов;
  • контроль за порядком в зале заседания;
  • удаление остальных участников при нарушении порядка на слушании;
  • запрос документов в государственных и муниципальных организациях.

Главное требование – неукоснительное соблюдение Конституции РФ, ФЗХ, ФКЗ и других актов, влияющих на рассмотрение дела, защиту прав и интересов других лиц.

Помощник судьи

Полномочия помощников мировых, районных и иных судей определяются разными законодательными актами.

Рассмотрим права и обязанности помощника районного судьи – они закреплены в Приказе Судебного департамента при ВС РФ от 06.12.2010 №272:

  • принятие организационных мер по поручению судьи;
  • изучение поступающих документов от граждан для проверки соответствия требованиям;
  • доклады судье по изученным делам с предложением о вынесении определений об отказе в принятии иска, назначении дела к разбирательству или подготовки к производству;
  • подготовка документов для разбирательств по поручению судьи;
  • контроль получения сторонами производства судебных актов по почте (повесток);
  • доклад судье о возврате повесток;
  • подготовка дел к рассмотрению в апелляционной или кассационной инстанции;
  • проверка извещения участников разбирательств о заседаниях;
  • изучение ходатайств в апелляционные инстанции и внесение предложений о способах их разрешения.

Также помощник выполняет иные поручения судьи, за которым он закреплен.

Администратор суда

Администратор суда – это человек, обеспечивающий организационную деятельность. Он состоит в штате департамента, подчиняется одновременно двум лицам – руководителю и председателю суда. Назначение администратора на должность производится по приказу начальника департамента по представлению председателя судебного органа.

Полномочия администратора определяются ст. 19 ФЗ от 08.01.1998 №7-ФЗ:

  • обеспечение подготовки и проведения заседаний, принятие организационных мер;
  • ведение статистики, делопроизводства, архива;
  • принятие мер по обеспечению бытовых, материальных условий для работников судов;
  • обеспечение судей и помощников пособиями, справочными материалами;
  • организация хозяйственной деятельности, охраны зданий судов, бесперебойной работы служебного транспорта;
  • контроль проведения ремонта, реконструкции зданий судов.

Коротко говоря, администратор занимается обеспечением работоспособности суда.

Секретарь судебного заседания

Секретарь судебного заседания – это тот самый человек, который присутствует на слушании и ведет протокол.

В глобальном понимании его обязанности и полномочия гораздо шире:

  • получение материалов от помощников судей, оформление обложек дел;
  • отправка копий определений участникам производства;
  • заполнение регистрационных журналов, карточек, внесение данных в электронные системы;
  • контроль поступления истребованных судом документов;
  • передача протоколов заседания для ознакомления участникам;
  • оформление дел после рассмотрения;
  • проверка явки участников на слушание;
  • подготовка документов для исполнения постановлений;
  • подготовка запросов, писем.

В отличие от секретаря суда, секретарь судебного заседания закрепляется за конкретным участком (судьей).

Специалисты и консультанты

Согласно ст. 188 ГПК РФ, для получения консультации судьи вправе вызывать специалистов. Они оказывают техническую и иную помощь по вопросам фотографирования, оценки имущества, и пр.

Консультации даются письменно или устно. В первом случае объяснения приобщаются к материалам дела. Устные пояснения заносятся секретарем в протокол.

Прокурор

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд для защиты прав и интересов граждан. Заявление подается им, если истец не может самостоятельно подать документы в суд по причине плохого состояния здоровья.

Исключение – заявление прокурора по делам о защите социальных, трудовых, прав. При рассмотрении дел, касающихся интересов несовершеннолетних, прокурор присутствует в обязательном порядке.

Если заявление подается прокурором, он обладает всеми правами и обязанностями истца, кроме судебных расходов и заключения мирового соглашения.

Если в деле истец участвует самостоятельно, прокурор на заседании высказывает мнение, дает заключения по вопросам выселения, возмещения вреда, восстановления на работе, и иным делам.

Истец и ответчик

Ответчик и истец – участники производства, наделенные правами согласно ст. 35 ГПК РФ.

Они могут:

  • подавать ходатайства, возражения;
  • знакомиться с материалами дела;
  • представлять доказательства;
  • давать устные и письменные объяснения суду;
  • получать копии судебных документов;
  • ходатайствовать об отводе судьи;
  • оспаривать постановления, определения, решения.

Вывод: судья выступает в качестве независимой стороны для законного разрешения споров, помощник выполняет его поручения, секретарь организует заседания, а прокурор защищает права граждан.

Ответы юриста на вопросы о составе суда в гражданском процессе

Мне стало известно, что ответчик – это родственник судьи, который рассматривает наш спор. Могу ли я подать ходатайство об отводе?

Да, наличие родственных связей является основанием для отвода. По закону судья должен сделать это сам, но вы можете подать ходатайство.

Как определяется состав суда?

Состав формируется с учетом нагрузки с учетом специализации судей, опыта и нагрузки на участках.

Хочу оспорить решение, в силу еще не вступило. Куда мне подавать апелляционную жалобу?

Апелляция подается в суд, вынесший оспариваемое решение. Впоследствии документы передаются в вышестоящую инстанцию.

Кому подавать исковое заявление?

Судебные иски принимаются в канцелярию, затем передаются помощникам судей. Вы можете представить заявление лично или отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Мне нужно подать заявление о выдаче приказа для взыскания алиментов на ребенка с бывшего мужа. Куда обращаться?

Оформлением приказов занимаются мировые суды (ст. 23 ГПК РФ).

Заключение

Состав суда в гражданском процессе зависит от обстоятельств. Споры в первых инстанциях рассматриваются судьями единолично, а в апелляционном или кассационном порядке – коллегиально.

Каждый участник, входящий в состав, наделяется отдельными правами и обязанностями, обязательными к соблюдению для всех.

Если вам нужна помощь в решении судебных споров, вы можете обратиться к нашим юристам. Они ответят на любые вопросы в рамках консультации, помогут составить документы и довести дело до принятия решения в вашу пользу!

Источник: https://SocPrav.ru/sostav-suda-v-grazhdanskom-processe

Статья 30. Состав суда | ГАРАНТ

Коллегиальный состав суда это

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы.

В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции – уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4 настоящей части;

2) судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей – по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Часть 2 дополнена пунктом 2.1 с 1 июня 2018 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 467-ФЗ

2.1) судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей – по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.

1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции – уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.

5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, и иные уголовные дела, подсудные 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 – 4 части шестой.

1 статьи 31 настоящего Кодекса, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, – уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей – пятой, 132 частями третьей – пятой, 134 частями четвертой – шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой.1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой – третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 – 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) мировой судья – уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:

1) в районном суде – судьей районного суда единолично;

2) в вышестоящих судах – судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

4.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, кассационным военным судом, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей, а в порядке надзора – большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

Источник: https://base.garant.ru/12125178/7d6bbe1829627ce93319dc72963759a2/

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах. Состав суда

Коллегиальный состав суда это

Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «правоохранительные органы».

Понятие и задачи правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Задачи:

– осуществление охраны жизни и здоровья личности

– защита чести и достоинства каждого гражданина

– обеспечение личной свободы и неприкосновенности

– обеспечение права на благоприятную окружающую среду

– обеспечение права частной собственности

– обеспечение общественной безопасности

– защита материальных и духовых ценностей общества

– охрана конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и гос безопасности

Понятие судебной власти.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятие правосудия.

Правосудие – это правоохранительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и иных дел с применением мер государственного принуждения и соблюдением установленного законом порядка и процедуры.

Осуществление правосудия только судом.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена.

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело.

Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.

Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда.

принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона.

Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаях правосудие осуществлялось только судом.

­­­­­­­­­­­­____________________________________________________________________________________

К отличительным признакам правосудия относится то, что оно может осуществляться только особым органом— судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости.

Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную.

Отсюда также стремление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах. Состав суда.

1.Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

4. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

Источник: https://studopedia.net/8_19273_edinolichnoe-i-kollegialnoe-rassmotrenie-del-v-sudah-sostav-suda.html

Вопрос 10. Состав суда, основания и порядок разрешения вопросов судом

Коллегиальный состав суда это
ОТВЕТ

В настоящее время согласно ст. 14 ГПК дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. При этом мировые судьи рассматривают гражданские дела в первой инстанции всегда единолично; федеральные судьи рассматривают их единолично, если коллегиальный состав суда из трех судей не предусмотрен федеральным законом.

В коллегиальном составе из трех судей суд рассматривает только дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ).

Проверка правильности не вступивших и вступивших в законную силу постановлений федеральных судов в кассационном и надзорном порядке всегда осуществляется судом коллегиально.

Состав кассационной инстанции, рассматривающий конкретное гражданское дело, включает трех профессиональных судей суда соответствующего уровня, к компетенции которого относится проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции (ст. 337 ГПК). Один из судей кассационной инстанции председательствует в процессе; обычно это штатный председатель судебного состава соответствующего суда.

В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе судебной коллегии (ст. 386 ГПК РФ). Конкретное же количество судей зависит от уровня суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Так, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ всегда рассматривают надзорное дело в составе трех судей этого Суда, один из которых председательствует в процессе.

Обычно председательствующим является штатный председатель состава соответствующей Судебной коллегии Верховного Суда РФ. При рассмотрении дела в порядке надзора президиумом соответствующего суда количество судей для обеспечения кворума должно быть не менее трех, но более половины членов президиума (см., например, ч. 3 ст.

17 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

При разрешении любых вопросов, возникающих при рассмотрении дела в коллегиальном составе первой, кассационной или надзорной инстанции, все судьи равны. При этом все возникающие вопросы согласно ст. 15 ГПК разрешаются судьями большинством .

Процедура принятия решений, возникающих в ходе судебного разбирательства, также подчинена общим правилам равенства прав судей, и никто из судей не вправе воздержаться от ания. Выбор каждого участвующего при рассмотрении дела судьи состоит только в одном: ать «за» или «против» по тому или иному вопросу.

Запрет воздерживаться от ания вытекает из полномочий, возложенных на судью законом. Судья должен активно уча- с сновать в анализе и оценке всех без исключения вопросов, возникающих в процессе и требующих решения.

Председательствующий, по общему правилу, всегда голосует последним; это правило распространяется на все суды, что не исключает возможности дискуссии по обсуждаемым вопросам, в ходе которой все судьи (в том числе и председательствующий) вправе отстаивать собственную точку зрения, приводя в ее обоснование соот-ветствующие аргументы.

В этом правиле реализуется строгое соблюдение принципа недопустимости какого-либо воздействия на судью с чьей бы то ни было стороны; именно поэтому председательствующий в судебном заседании голосует после того, как свое мнение выразили все другие судьи.

Результат ания при разбирательстве дела судом первой инстанции всегда требует специального процессуального оформления и должен найти отражение в соответствующем судебном постановлении (судебном акте).

Постановление суда первой инстанции, которым дело не разрешается по существу, выносится в форме определения; по несложным вопросам оно принимается без удаления в совещательную комнату и заносится в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 224 ГПК). При удалении суда в совещательную комнату определение оформляется в виде отдельного документа, который подписывается всеми судьями, даже если один из них не согласен с позицией двух других судей.

Если судья не согласен с мнением большинства, он может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое помещается в отдель-ный конверт и приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается. Однако лица, участвующие в деле, вправе в соответствии с требованиями ст. 35 ГПК ознакомиться с особым мнением судьи. Право на особое мнение судья имеет при разрешении любого вопроса, возникающего при разбирательстве дела.

В президиуме суда, рассматривающем дело по представлению в порядке надзора, как правило, участвуют более трех судей. При равном количестве за принятие решения по какому-либо вопросу или против него решение считается непринятым. Президиум суда выносит определение, которое подписывается одним председателем, после чего дело подлежит рассмотрению в нечетном составе судебной коллегии.

Источник: https://knigi.news/protsess/vopros-sostav-suda-osnovaniya-poryadok-32560.html

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

Коллегиальный состав суда это
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

К числу межотраслевых относится принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения арбитражных дел.

Предписания арбитражно-процессуального права основываются на общеправовых, отраслевых и межотраслевых принципах. К числу последних относится принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения арбитражных дел. Межотраслевым этот принцип является по той причине, что характерен также для гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и административно-процессуального права.

Среди ученых-процессуалистов и практикующих юристов не утихают споры о том, как именно следует реализовывать принцип сочетания начал единоличности и коллегиальности в арбитражном процессе. В частности, высказываются мнения о:

  • необходимости расширения категориальной принадлежности дел, которые подлежат коллегиальному рассмотрению в судах первой инстанции;
  • целесообразности рассмотрения заявлений об отмене вердиктов третейского суда коллегиально (состав суда предлагается формировать только из профессиональных судей);
  • возможности пересмотра «типовых» дел, по которым сложилась однозначная судебная практика в апелляционной инстанции единолично.

Перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению административными судами (ст. 17 АПК РФ) изменялся законодателем неоднократно и этого можно ожидать в будущем. Но можно с уверенностью утверждать: и коллегиальное, и единоличное рассмотрение дел арбитражными судами останется затребованным в будущем.

Коллегиальность: преимущества и недостатки

Коллегиальное рассмотрение дел предполагает участие в деле нескольких судей, совокупность которых именуется «состав суда».

Обосновывается мнение, что коллегиальность в первой и особенно в проверочных инстанциях является предпосылкой обеспечения наиболее полной судебной защиты законных интересов сторон.

В этом плане коллегиальность позволяет реализовать принцип справедливого разрешения споров.

Коллегиальность обеспечивает тщательное, основательное, добросовестное и зачастую справедливое рассмотрение дел, а также обоснованность судебных вердиктов. Коллегиальное решение является результатом обмена мнений, результатом сопоставление противоречивых позиций по делу, различных точек зрения. Упущенное из внимания одним судьей могут заметить другие.

Благодаря взаимной выручке и профессиональной поддержке недостатки одного судьи восполняются достоинствами остальных. Сторонники коллегиальности утверждают, что «три плохих судьи составят отличную коллегию». Члены судебной коллегии – профессиональные юристы.

Все они стараются подтвердить свой уровень профессионализма и опасаются оглашения своих некомпетентных или недобросовестных действий. На единоличного судью давить легче, чем на целый судейский состав.

Если заинтересованная сторона все-таки сможет повлиять на председательствующего, остальные сохранят беспристрастие, окажут противодействие его незаконным действиям. Таким образом, принцип законности будет соблюден. Недостатки коллегиального рассмотрения арбитражных споров:

  • необходимость увеличения судейского корпуса;
  • удорожание судебной процедуры;
  • затягивание рассмотрения гражданских дел с участием нескольких судей: отсутствие хотя бы одного из-за болезни, пребывания в совещательной комнате по другому делу или по другим причинам влечет перенесение слушания на другой день;
  • отсутствие гибкости.

Рассмотрение дел на началах единоличности

Приверженцы широкого использования единоличного осуществления правосудия указывают на такие его особенности:

  • оперативное разрешение процессуальных вопросов;
  • ускорение принятия итогового решения;
  • облегчение доступа к правосудию.

Рассмотрение дел единолично однозначно позволяет ускорить арбитражное делопроизводство по сравнению с коллегиальным. Дело в том, что коллегиальное разрешение споров требует больше времени для предварительного ознакомления судебной коллегии с процессуальным материалом и их совместного обсуждения.

Есть также мнение, что единоличный судья более доступен для сторон, чем целая коллегия.

Стороны легко могут быть услышанными и понятыми. Единоличному судье проще вникнуть в суть дела и постановить решение, соответствующее действительному содержанию правоотношений сторон. Судейский состав, наоборот, склонен к формализму. При разрешении гражданских дел коллегии судей более чтят букву закона, а не его суть.

Есть идея, что мелкие, несложные и типовые дела целесообразно разрешать единолично, так как это отображает принцип процессуальной экономии. Однако для отбора в этом случае необходимо установить критерии отнесения дел к типовым и малозначимым.

Так или иначе, для разумного сочетания единоличности и коллегиальности нужен детальный анализ правоотношений сторон.

Особенности рассмотрения арбитражных дел единолично

Рассмотрение дела на началах единоличности предполагает, что в судебном процессе участвует один судья, действующий от имени арбитражного суда. Согласно п. 5 ст. 17 АПК РФ он самостоятельно:

  • разрешает все процессуальные вопросы, связанные с рассмотрением дела (перенесение слушаний, назначение экспертиз, обеспечение доказательств и/или иска);
  • выносит итоговый вердикт по делу именем Российской Федерации.

Судья обязан реализовывать полномочия по рассмотрению дела лично и не вправе делегировать их посторонним.

В отношении судей, рассматривающих арбитражные дела единолично, актуальны положения ст. 18 АПК РФ о неизменности состава суда.

Судья, принявший дело в производство, обязан рассмотреть его по сути и вынести окончательное решение. По ряду причин (отвод, смерть, приостановление полномочий, продолжительная командировка, длительная болезнь) судья может быть заменен уже после начала производства.

Тогда применяется общий порядок рассмотрения дел и разбирательство начинается сначала. Правда, из общего правила есть исключения.

В не терпящих отлагательства случаях разрешение отдельных вопросов по делу (возбуждение производства, обеспечение иска, отложение разбирательства) в порядке взаимозаменяемости может быть поручено другому судье.

Особенности рассмотрения арбитражных дел коллегиально

Коллегиальное рассмотрение дел предполагает председательствование одного из судей (п. 4 ст. 17 АПК РФ). Вопросы, возникающие в судопроизводстве с участием нескольких судей, разрешаются большинством .

Воздерживаться от участия в ании членам коллегии запрещено, они обязаны высказать свою позицию. Председательствующий голосует последним. Аргументируя свою позицию, судьи зачастую не соглашаются друг с другом.

Коллегиальное рассмотрение предполагает неизбежное расхождение во взглядах.

Согласно действующему законодательству судебный акт считается принятым после формирования общей позиции судейской коллегией. Несогласный с большинством судья вправе высказать свои возражения, изложить их письменно и приобщить к делу. Особое мнение не оглашается. Иными словами, стороны не могут:

  • узнать содержание документа;
  • оценить альтернативный вариант разрешения их спора;
  • использовать позицию несогласного судьи для обоснования апелляционной либо кассационной жалобы.

Не согласившийся с мнением большинства судья:

  • лишен возможности обсуждать свою позицию по делу с кем-либо, освещать свои и других членов коллегии правовые позиции по делу (этим могут быть нарушены права других судей и тайна совещательной комнаты);
  • обязан подписать итоговый вердикт по делу, то есть решение/определение, с которым не согласен.

Итак, при коллегиальном рассмотрении дела действует «принцип большинства». Члены коллегии не имеют процессуальной самостоятельности в том объеме, в каком ею пользуются судьи, рассматривающие дело единолично. По одному делу может быть принят единственный вердикт.

Особенности коллегиального рассмотрения приводят к тому, что оставшийся в меньшинстве при принятии судебного акта судья не может повлиять на исход дела. Единственное, что он может – высказать особое мнение.

Невозможность отказа от подписания определения или итогового вердикта по делу с участием нескольких судей приводит несогласного судью к необходимости подчиниться остальным членам коллегии.

Рассмотрение дел арбитражными судами первой инстанции единолично и коллегиально

Перечень случаев, в которых необходимо коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде, оговорен ст. 17 АПК РФ. В отношении суда первой инстанции они таковы. Коллегиальность необходима при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов.

Эти подзаконные документы устанавливают правила, обязательные для выполнения неопределенным кругом лиц. Обычно их принятие – результат взвешенного анализа правоотношений и работы высококвалифицированных специалистов государственных структур либо муниципалитетов.

Поэтому очевидна необходимость рассмотрения дел данной категории с участием нескольких судей.

Коллегиальное рассмотрение дела, направленного в арбитражный суд первой инстанции для повторного рассмотрения, может быть обязательным, если на это в своем постановлении указал суд кассационной инстанции.

Такое положение вещей проистекает из содержания ст. 289 АПК РФ, согласно которой распоряжения кассационной инстанции обязательны для суда, рассматривающего дело повторно.

Коллегиальному рассмотрению подлежат споры, подсудные Суду по интеллектуальным правам. Коллегиальному рассмотрению в первой инстанции подлежат споры, признанные сложными на основании мотивированного обращения судьи.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит объяснений по поводу оснований отнесения отдельных споров к категории особо сложных. «Особая сложность» – оценочное понятие. Нередко судьи пользуются им, чтобы инициировать коллегиальное рассмотрение резонансных, проблемных и ответственных дел.

В этом случае участие в разрешении спора трех, пяти или семи судей позволяет «распределить» ответственность и повысить легитимность судебных вердиктов в глазах общественности.

По ходатайству сторон споры, возникающие из гражданских правоотношений, могут быть рассмотрены коллегиально, в составе судьи первой инстанции и двух заседателей. Действует запрет на привлечение заседателей к судопроизводству по делам:

  • проистекающим из публично-правовых отношений, в том числе об оспаривании нормативных актов;
  • направленным на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, если в постановлении указано о необходимости коллегиального рассмотрения;
  • признанным особо сложными в оговоренном АПК РФ порядке;
  • отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
  • особого производства.

Пересмотр решений третейских судов судьи арбитражных судов осуществляют единолично (ст. 232 АПК РФ).

Коллегиальное рассмотрение арбитражных дел судами апелляционной, кассационной, надзорной инстанции

В апелляционной, кассационной, надзорной инстанции арбитражные дела рассматриваются исключительно коллегиально, чаще всего в составе трех человек. В некоторых случаях число членов коллегии может быть большим, но всегда нечетным.

При рассмотрении дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции арбитражные заседатели не привлекаются (ст. 1 Федерального закона РФ № 70 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

Коллегиальное рассмотрение дел апелляционными судами усложнено большой нагрузкой на судей. Каждому из них нужно:

  • готовится к заседаниям по делам, в которых они являются председательствующими;
  • участвовать в рассмотрении дел под председательствованием других судей.

Судья российских апелляционных судов сегодня сильно загружены. В среднем каждый судейский состав заслушивает 15 дел ежедневно.

Поэтому судьи надлежащим образом готовятся (знакомятся с материалами дела, формируют правовую позицию) только к делам, в которых председательствуют.

Это зачастую приводит к формальной коллегиальности: дело, рассматриваемое с участием нескольких судей, фактически рассматривается одним из них (председательствующим).

Состав суда при участии арбитражных заседателей

Участие заседателей в разрешении арбитражных споров возможно только при рассмотрении дел в первой инстанции. Необходимость привлечения заседателей может быть обусловлена:

  • сложностью и многоаспектностью дела;
  • необходимостью использования специальных знаний в сфере менеджмента, бухучета, финансов.

Формальным основанием привлечения заседателей является обоснованное ходатайство любой из сторон (ст. 19 АПК РФ). Оно может быть заявлено за месяц и более до начала разбирательства.

Если дело рассматривается заново вследствие замены судьи или отправления дела на новое рассмотрение кассационным судом, возможность инициировать привлечение заседателей возникает вновь. Соответствующее ходатайство разрешается арбитражным судом по правилам ст. 159 АПК РФ.

О привлечении заседателей или отказе в удовлетворении ходатайства выносится определение.

Перечень лиц, которые могут выступать арбитражными заседателями, а также порядок формирования их списков установлен Федеральным законом РФ № 70.

Заседатели делятся на группы согласно специализации. Их выбор для рассмотрения конкретного дела осуществляется с помощью автоматизированной судебной системы. Стороны вправе заявлять заседателям мотивированные отводы.

Следует отметить, что невозможность сформировать состав суда из профессиональных судей и заседателей имеет разные процессуальные последствия. В первом случае дело передается для рассмотрения другому суду; во втором – рассматривается единолично, без участия заседателей.

Неявка заседателей не препятствует рассмотрению дела: слушание переносится, только если на этом настаивают стороны. При осуществлении правосудия заседатели участвуют в рассмотрении дела наравне с профессиональными судьями.

Они также несут равную с ними ответственность, при этом заседатели не вправе председательствовать в коллегии.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/edinolichnoe-i-kollegialnoe-rassmotrenie-del.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.