Когда появились первые тюрьмы

Век воли не видать: как раньше содержали заключенных

Когда появились первые тюрьмы

Первые тюрьмы возникли в глубокой древности. Об условиях содержания, о быте, об архитектуре тюрем данного периода практически ничего неизвестно.

В Древней Греции, разбитой на отдельные государства, существовали разные тюрьмы. Однако число их было невелико, и тюремное заключение редко служило карательной мерой. Как правило, тюрьму использовали в качестве предварительного ареста или наказания в отношении должников.

Заключенные в Афинах имели большую свободу, жили в общих помещениях, могли принимать посетителей. Во время некоторых празднеств заключенные даже отпускались на свободу, но при условии поручительства за них.

Одна из первых тюрем у древних римлян (именовавшейся carcer, т. е. карцер) располагалась около лестницы, ведущей на Капитолий.

Сенат часто предписывал тюремное заключение виновному, когда смертная казнь оказывалась слишком сильной мерой наказания, а иные ее виды — малоэффективными.

Мамертинская тюрьма в Риме. Источник: historicaldis.ru

Во время существования Римской империи тюремное наказание получило широкое распространение. Из-за отсутствия строгой регламентации касательно тюремного законодательства на практике случались злоупотребления, когда людей сажали в тюрьмы на неопределенный срок.

О тюрьмах для рабов говорить не приходится — об их ужасных условиях заключения можно только догадываться.

Обращение с арестантами в значительной степени зависело от их имущественного и общественного положения и, конечно, от тюремщиков; соответственно, бедняки и лица низкого происхождения надеяться на послабление режима не могли.

Тюремные помещения в XVIII веке были низки, узки, без достаточного света и воздуха. Женщины, мужчины, дети содержались вместе; пища давалась скудная, обыкновенно хлеб и вода; постелью служили связки гнилой соломы на земляном, пропитанном подпочвенной водой полу.

Таковы были тюрьмы в Англии, по описанию Говарда, но то же представляли собой и тюрьмы в других государствах, как, например, парижская Бастилия.

Исключение составляли Нидерланды, где, благодаря более гуманным взглядам на наказание, тюрьмы отличались достаточным порядком, надзором и организацией работ.

Екатерина II Великая считается реформатором в области «тюремного дела»

Екатерина II Великая может по праву считаться реформатором в области «тюремного дела». Строить тюрьмы предполагалось близ проточной воды и на «вольном воздухе». Определялись размеры помещений для арестантов, размеры печей и лежанок, окон (высотой 1 м 07 см).

Особое внимание уделялось устройству тюремной больницы: надлежало иметь по три смены белья на каждую койку и больничные халаты и колпаки, ночные столики с колокольчиками для вызова врачебного персонала! За неимущими в тюрьме должны были оставлять право на питание и предоставление пищи из общего «котла» вместе с остальными заключенными. У каждого арестанта требовалось отбирать ножи и режущие предметы. Каждого каторжного предписывалось «содержать от общества прочих людей совершенно в отлучении и ни с кем ему сношения письменные или словесного не иметь». Правда, обходился стороной вопрос о дисциплинарных взысканиях арестантов в случае их проступков.

Начиная с ХХ века в СССР получили распространение исправительные лагеря, объединенные Главным управлением лагерей НКВД (ГУЛАГ). Принцип лагеря продолжил дореволюционную традицию каторжной тюрьмы, однако советские лагеря отличались от каторги более строгим распорядком, жестким режимом и нормами выработки для заключенных.

Сводная карта лагерей системы ГУЛАГа, существовавших с 1923 по 1967 год. Источник: pinimg.com Жили заключенные в бараках, которые зачастую из-за отсутствия топлива не отапливались, вследствие чего перемёрзшие под открытым небом заключённые не отогревались и простужались. Чаще бараками называли помещение, которое было приспособленно под жилье (вагоны, землянки).

В отношении заключённых, соблюдавших режим, хорошо проявивших себя на производстве, перевыполнявших установленную норму, могли применяться следующие меры поощрения со стороны лагерного руководства: объявление благодарности перед строем или в приказе с занесением в личное дело; выдача премии; предоставление внеочередного свидания; предоставление права получения посылок и передач без ограничения; предоставление право перевода денег родственникам в сумме, не превышающей 100 руб. в месяц; перевод на более квалифицированную работу.

Россия на 3 месте по числу отбывающих наказание в местах лишения свободы

В современной России нет единых унифицированных проектов исправительно-трудового лагеря, поэтому такие учреждения в каждом конкретном случае строятся исходя из особенностей местности и плановой емкости.

Тюремный карцер. (paperblog.com)

Сегодня Россия занимает третье место в мире по числу лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы (по утверждению советника председателя Конституционного суда РФ Владимира Овчинского).

Процент женщин среди общего количества заключенных в России не так уж высок: всего 5,8%. В списке из тридцати пяти стран, в которых проводились подсчеты по этому показателю, мы занимаем двадцать первое место.

Источник: https://diletant.media/articles/26195625/

О первом упоминании тюрьмы в русских летописях | знания, мысли, новости — radnews.ru

Когда появились первые тюрьмы

Тюрьма; первое упоминание; летописи.

В статье на основе анализа русских летописей рассматривается первое упоминание термина «тюрьма» при описании пленения князя Родослава Ольговича Рязанского в 1402 г. Анализируются аргументы в пользу «немецкой» и «тюркской» версий происхождения слова. Образование русского централизованного государства в XVXVI вв.

внесло новшества во многие сферы жизни. В их числе были и изменения в применении лишения свободы, которые наиболее удачно представил И.Я. Фойницкий: «…не знают заключения в качестве наказания ни судныя грамоты, псковская и новгородская, ни судебник 1497 г. Впервые в этом качестве тюрьма упоминается судебником 1550 г.» [23, с. 314].

Начало применения лишения свободы в качестве наказания устойчиво связано с появлением специального учреждения, получившего название «тюрьма», однако вопрос о времени его появления в исторической науке не разработан.

Если историки права, как правило, ссылаются на первое упоминание его в Судебнике 1550 г. и отсутствие в Судебнике 1497 г. 2 , то классические историки считают на основании летописных упоминаний XV в., что тюрьмы существовали и до принятия Судебника 1497 г.

Однако, исследований, посвященных выявлению первого упоминания тюрьмы в письменных источниках, не проводилось. С этой целью нами была проведена выборка летописных сюжетов, касающихся лишения свободы, из 43-х томов ПСРЛ, кроме Лицевого летописного свода.

Исследования других русских письменных источников на предмет упоминания тюрьмы до XV в. не проводилось.

В связи с тем, что вопрос принципиального отличия тюрьмы от более ранних мест лишения свободы (поруба, погреба, темницы и т.д.) требует отдельного исследования и не может быть решен на основании только летописных данных, нашей задачей стало выявление первого упоминания слова «тюрьма».

По вопросу происхождения слова «тюрьма» в русском языке существуют две версии, которые можно условно назвать «немецкой» (от средне-верхне-немецкого turm – «башня») и тюркской (от древнетюркского turma – «темница») [22, с. 137].

В результате было установлено, что тюрьма в период Киевской Руси упоминается единожды, при описании событий в Великом княжестве Литовском − в 1402 и 1418 гг., в Московском государстве впервые в 1471 г., когда «Мѣсяца того же 24 день… прииде князь великии в Роусоу… а иных многых послал на Москвоу да велѣл их вмѣтати в тюрмоу» [17, с. 296-297].

Разберем их подробнее. Наиболее раннее упоминание тюрьмы в русских летописях встречаем в Псковской 3-й летописи (Архивский 2-й список XVII в.): «В лѣто 6567-го. Изяслав и Святослав и Всеволод выяша дядю, стрыя своего, Судислава ис поруба, бяше бо сѣдел во Пскове в тюрмѣ лет 24» [3, с. 76].

Это явный анахронизм, объясняемый, вероятно, желанием переписчика XVII в. уточнить непонятное уже значение слова «поруб», причем ниже следует подобное же объяснение значения слова «правда» актуальным для XVII в. словом «судебник»: «В лѣто 6567го. Преставися князь Ярослав, иже Правду устави судебник» [3, с. 76].

Описание данного эпизода во всех остальных летописях содержит только слово «поруб» (иногда «погреб»). Далее, тюрьма упоминается делить два летописных известия по данному событию – краткое и пространное. Краткое известие не содержит подробностей о содержании Родослава Ольговича.

Приведем известие Новгородской первой летописи младшего извода (Комиссионный список, ок. 1441 г.): «Воеваше князь Рослав Олгович Рязяньскый землю Литовьскую, и князь Семеонъ Олгердович, наихавъ на него, самого князя Рослава изима и приведе князю Витовту» [1, с. 397].

Краткое известие содержится также в летописях Авраамки [8, с. 147] и Никоновской [7, с. 188]. Пространное известие имеет ряд новых подробностей – содержание в тюрьме/темнице, окование, срок заключения в 3 года, выкуп 2000 руб. Приведем сообщение Софийской первой летописи старшего извода (Список М.А. Оболенского кон.

70-х – нач. 80-х гг. XV в.): «ходиша кн(я)зь Ярославъ Олгович резаньскыи на Брянескъ ратью, и срѣтоша кн(я)зи его литовьскии… и ту изъимаша кн(я)зя Ярослава, и приведоша его к Витовту, и ведоша его в темницю, г(лаго)лемую тюрмоу, и быст(ь) в таковѣ нужи 3 лѣта, дондеже Витовтъ взя окупъ на немъ 2000 рублев и отпусти» [4, с.

522]. Выражение «в темницу, глаголемую тюрьму» имеется и в следующих летописях: Софийской первой младшего извода, Новгородской 4-й [2, с. 394], Новгородской Карамзинской [18, с. 169], Академическом списке Вологодско-Пермской [15, с. 169], Никаноровской [16, с. 91], Новгородской по списку П.П. Дубровского [19, с. 163].

Можно предположить, что эта формулировка появилась в общем протографе всех вышеуказанных памятников – Своде 1418 г. Однако, имеются следующие сомнения: 1. Список М.А. Оболенского Софийской первой летописи, как самый ранний, где имеется выражение «темницу, глаголемую тюрьму» создан после 1471 г.

(первое упоминание о тюрьме в Москве), соответственно, можно предположить это – анахронизм.

Карамзинской [18, с. 93], Новгородской по списку П.П. Дубровского [19, с. 163] имеются и краткое и пространное известие одновременно (краткое в начале, а пространное в конце описания 6910 г., а в Карамзинской − краткое в первой выборке, а пространное во второй). 2. В описании пленения Родослава Рязанского в летописях Ермолинской [12, с.

138], Московском летописном своде конца XV в. [14, с. 231], Типографской [13, с. 169], Софийской 2-й [5, стб. 10], Уваровской (Свод 1518 г.) [17, с. 254], Симеоновской [10, с. 150], Вологодско-Пермской [15, с. 169], Львовской [11, с. 220], Воскресенской [6, с. 75], и Своде 1497 г. [17, с.

90] использована формулировка «в темницу», а в Сокращенных летописных сводах 1495 г. [16, с. 339], и 1493 г. [16, с. 263] – «в тюрму». С одной стороны, это позволяет предположить, что «в темницу, глаголемую тюрьму» появилось как объяснение нового и незнакомого новгородцам термина, с которым они познакомились после событий 1471 г.

(ведь все дошедшие списки Новгородских и Софийских летописей датируются не ранее 1471 г., а оригинал Свода 1418 г. не сохранился).

С другой стороны, сомнительно, что при создании всех списков Софийской первой и Новгородской 4-й летописи в 70-80-х гг. XV в. добавлялась фраза «темницу, глаголемую тюрьму». Представляется более вероятным, что в летописях, созданных на территории Московского государства слово «тюрьма» было к 80-м гг. XV в.

уже знакомым и объяснение «глаголемую тюрьму» было опущено, а в сокращенных сводах даже заменено на «тюрму». 3. Можно выдвинуть предположение, что при Витовте было заимствовано ср.верх.нем. слово «turm», которое при составлении Свода 1418 г. было новинкой для новгородцев.

Однако, в белорусско-литовских летописях оно не упоминается, а используются слова «темница», «вязень» и др. Что касается Литовской метрики, то анализ ее на предмет употребления терминов, обозначающих лишение свободы не проводился.

Существует, также второе упоминание тюрьмы применительно к Великому княжеству Литовскому в московских летописях Ермолинской [12, с. 146] и восходящих к ней Софийской 2-й [5, стб. 46] и Львовской [11, с. 232]. Так, в Ермолинской летописи (Ермолинский список кон. 80-х – нач. 90-х гг. XV в.

) при описании освобождения Свидригайло Ольгердовича князем Дашко из Кременца указывается: «сѣдѣвша полъ 9 года въ тюрмѣ, выняша» [12, с. 146].

Интересно, что в остальных летописях употребляется формулировка «из желез высек» (самое раннее в летописи Авраамки [8, стб. 168]). По злой иронии описание данного эпизода отсутствует в Новгородской первой летописи младшего извода и в Рогожском летописце, поэтому установить его аутентичность не представляется возможным.

Таким образом, можно выдвинуть две версии происхождения первого упоминания тюрьмы в русских летописях: 1. Слово «тюрьма» использовалось при Витовте, что отразилось в Своде 1418 г. и неизвестном нам источнике Ермолинской летописи и по неизвестным причинам перестало использоваться после смерти Витовта, а также не отразилось в Литовском летописании. 2. Т.к.

тюрьма впервые упоминается в Московском летописании под 1471 г.

и отсутствует при описании событий в Московском государстве во всех списках русских летописей, созданных до этой даты, можно предположить, что новгородцы познакомились с ним после возвращения уведенных из старой Русы «иных многих», уведенных «на Москву в тюрму», что отразилось при создании списков Новгородских и Софийских летописей.

Уточнение этих предположений требует исследования нелетописных источников и поможет подтвердить «немецкую» или «тюркскую» версии происхождения слова «тюрьма».

1. ПСРЛ. Т. 3. М., 2000 (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов).

2. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000 (Новгородская четвертая летопись).

3. ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. М., 2000 (Псковские летописи).

4. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. М., 2000 (Софийская первая летопись старшего извода).

5. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. М., 2001 (Софийская вторая летопись).

6. ПСРЛ. Т. 8. М., 2001 (Продолжение летописи по Воскресенскому списку).

7. ПСРЛ. Т. 11. М., 2000 (Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью).

8. ПСРЛ. Т. 16. М., 2000 (Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки).

9. ПСРЛ. Т. 17. М., 2008 (Западнорусские летописи).

10. ПСРЛ. Т. 18. М., 2007 (Симеоновская летопись).

11. ПСРЛ. Т. 20. М., 2004 (Львовская летопись).

12. ПСРЛ. Т. 23. М., 2004 (Ермолинская летопись).

13. ПСРЛ. Т. 24. М., 2000 (Типографская летопись).

14. ПСРЛ. Т. 25. М., 2004 (Московский летописный свод конца XV века).

15. ПСРЛ. Т. 26. М., 2006 (Вологодско-Пермская летопись).

16. ПСРЛ. Т. 27. М., 2007 (Никаноровская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV века).

17. ПСРЛ. Т. 28. М.; Л., 1963 (Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г.).

18. ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002 (Новгородская Карамзинская летопись).

19. ПСРЛ. Т. 43. М., 2004 (Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского).

20. Реент Ю.А. История УИС и органов юстиции России. Рязань, 2013.

21. Сергеевич В.И. Древности русского права. Т. 3.

22. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М.; Л., 1949. 23. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889.

А.В. Сумин

Источник: http://www.radnews.ru/%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D1%8E%D1%80%D1%8C%D0%BC%D1%8B-%D0%B2-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BB/

Появление первых тюрем. исторический экскурс

Когда появились первые тюрьмы

Хабаров Александр

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Как ни удивительно, но лишение свободы в виде заключения в тюрьму долгое время было одним из самых малораспространенных мер наказания на Руси.

Княжеские и все прочие суды совершались скоро, без ненужной волокиты, поэтому не было нужды долго держать преступника за решеткой. Его просто связывали, сажали на суткидругие в какойнибудь погреб, подклеть или баню и приставляли стражника, чтоб не сбежал, только и всего.

Строить для этого специальные тюрьмы не было никакой необходимости.

Действовали законы простые и понятные, которые в сущности сводились к

несложной формуле: “око за око, зуб за зуб”. Более того, пострадавший мог без всякого суда разобраться с обидчиком на месте преступления, не обращаясь к властям. К примеру, одна из статей Русской Правды (начало XI века) звучала так: “Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку”.

А многие преступления вообще не подлежали наказанию, даже убийство, если оно совершено было при смягчающих вину обстоятельствах в состоянии опьянения.

Некий Гаркуша, в пьяном виде повздорив с приятелем, ударил обидчика медным ковшом по голове и зашиб его до смерти, но был совершенно оправдан на другой же день после этого, поскольку дело это было, как написано, “на пиру явлено”.

Любопытно, что пьянство стало признаваться отягчающим вину обстоятельством только в начале XVIII века.

Тяжелой обидой на Руси считалось нанесение увечий, отсечение руки или ноги. Сделавший это, если вина его была доказана, подвергался точно такой же участи ему тоже, вместо того чтобы давать срок и сажать в тюрьму, без всякой жалости отрубали руку или ногу.

Строго наказывалось оскорбление действием, которое называлось тогда “преступлением против чести”, сейчас бы мы назвали это злостным хулиганством “удар мечом в ножнах, или рогом, или жердью, или вырывание усов и бороды”. Преступника тоже никуда не сажали, просто по приговору суда пострадавший отвечал ему тем же рвал бороду или же ударял “рогом или жердью”.

Если же в результате судебного разбирательства ни одна из сторон не могла доказать своей правоты, тогда назначалось “поле”. Поединок и его результат считался видом судебного доказательства. Кто победит, тот и прав. Оцепляли цепями небольшую площадку, вроде ринга, и противники сходились в честном бою.

Обычно дрались в присутствии друзей и болельщиков с той и с другой стороны, которые криками подбадривали соперников. Зрелище было увлекательным, поскольку “дерутся в потасовку, кулаками, батогами и дубинами…” Те, кто сам был не способен драться (женщины, больные, старики и т.п.), имели право нанять бойца.

Но тут строго следили за тем, чтобы это был не профессиональный боец, чтобы дрался он без хитростей и без приемов.

Бывали случаи, когда женщина не могла или не желала найти бойца, который мог бы постоять за нее, и тогда она сама выходила на поединок.

Так, вдова одного княжеского дружинника Феодосья победила в поединке на мечах какого-то поляка Гонтковского.

Но для таких случаев, когда на поединок выходила женщина против мужчины, существовали особые правила мужчина должен был сражаться с ней, стоя по пояс в специально вырытой яме.

суть наказаний сводилась к тому, что, вопервых, возмездие за преступление наступало скоро и неотвратимо, а вовторых, само наказание производилось, как правило, публично, при большом стечении народа, для устрашения и назидания собравшихся, дабы другим было неповадно.

Видов наказания было великое множество повешение, сажание на кол, отрубание головы, битье батогами и кнутами, вырывание ноздрей, утопление, сожжение, закапывание в яму и т.д.

, всего не перечислить, но очень долгое время суды на Руси не выносили такого самого распространенного ныне приговора, как лишение свободы.

Потому и не было никаких специальных тюрем и никто не думал их строить вплоть до середины XVII века.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ТЮРЕМ

По Соборному уложению 1649 года во времена царствования Алексея Михайловича тюрьма начинает применяться как мера наказания. Тюремное заключение отбывалось в специально построенных для этого помещениях, а также в монастырях. Тюрьмы были построены в Москве, Устюге, Шуе, Муроме, Верхнетурье.

Были они каменными, земляными или же деревянными.

Самый суровый режим для особо опасных преступников устанавливался в

земляных тюрьмах. Рылась большая яма, в нее опускался деревянный сруб, на дно кидали несколько охапок соломы и пищу заключенному опускали на веревках.

Деревянные тюрьмы считались обыкновенными, это были несколько изб, которые огораживались заостренными крепкими кольями отсюда пошло название острог.

Каменные тюрьмы появились несколько позже, когда построены были Орловский централ, Алексеевский равелин, Шлиссельбургская крепость. До этого арестанты помещались в монастырях, в кельях или подвалах.

Построена была в Москве и так называемая бражная тюрьма, что-то вроде современных вытрезвителей или ЛТП, куда свозились задержанные в пьяном виде. Попал туда пьяным во второй раз секли кнутом, а особо злостных могли оставить там на долгий срок для исправления. Или, как тогда было указано: “Но если и сие не поможет, да останется в тюрьме, пока не сгниет”.

Лишение свободы и заключение в тюрьму применялось уже в сорока случаях. Но почти всегда заключение в тюрьму сопровождалось дополнительным наказанием битьем батогами, кнутом, вырыванием ноздрей, изувечиванием и т.д.

Самые распространенные виды преступлений того времени: богохульство, действия против царя, заговоры, бунты, содержание притонов, фальшивомонетничество, самогоноварение, дача ложных показаний в суде, вымогательство, взяточничество, убийство, нанесение увечий, воровство, разбой, поджог (застигнутого на месте преступления поджигателя бросали в огонь), кража овощей из огорода, порча чужого имущества, непочитание детьми родителей, сводничество, блуд жены (но не мужа), мошенничество…

С этих самых пор начинает действовать и знаменитое “дело и слово”, когда, заподозрив кого-нибудь в измене или в другом серьезном преступлении, доносчик объявлял “государево дело и слово”.

Начиналось следствие в застенке с применением пыток. Пытки применялись самые разные, начиная от простого сечения до более тяжелых, когда допрашиваемого подвешивали на дыбу, связав ему руки и ноги, и, прикрепив к ногам тяжелое бревно, “растягивали”.

Иногда разводили под ногами костер, затем клали спиной на уголья.

Выбривали темя и капали холодной водой. Пытки повторялись до трех раз.

Самой страшной пыткой считалось рвать тело раскаленными клещами.

Если подследственный не признавал своей вины, он считался оправдан

ным. Теперь доносчик, объявивший “дело и слово”, должен был какимилибо другими фактами доказать его вину. Если он сделать этого не мог, то его ожидало то наказание, которое постигло бы обвиняемого.

Поэтому доносить на коголибо было крайне опасно. С другой стороны, недоносительство о какомнибудь злоумышлении против царя каралось смертной казнью.

Даже если жена не донесла на мужа или дети не донесли на отца, все они заслуживали смертной казни.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Смертная казнь применялась довольно широко, и виды ее были очень разнообразны.

Повешение. Этот вид смертной казни существовал с незапамятных времен и среди всех народов. Всегда считался одним из самых позорных и унизительных. Вешали за измену и предательство (возможно, это связано с именем предателя Иуды, который, как известно, выбрал для себя именно этот вид смерти, удавившись в петле).

Сожжение. Применение этой казни тоже уходит корнями в глубь веков. Сжигали за преступления против веры, а также за умышленный поджог. Огню с древних времен приписывалась сила очищающая, недаром сам Господь поразил огнем погрязших в мерзости Содом и Гоморру.

Утопление. Этот вид казни применялся обычно в тех случаях, когда наказанию подлежали большие массы народа, бунтовщиков и мятежников, до нескольких тысяч человек. Тоже напрашивается аналогия с великим потопом, истребившим в свое время почти все человечество.

Отсечение головы. Это был самый распространенный и обычный вид наказания. Применялся в тех случаях, когда преступник заслуживал легкой смерти и его следовало казнить быстро и особенно не мучая.

Расстрел. Впервые официально этот вид смертной казни введен Петром Первым, и применялся он исключительно к военным преступникам. Расстрел производился в торжественной обстановке с чтением приговора перед всем полком, который специально для этого выстраивался.

Все перечисленные выше виды смертной казни считались казнями легкими, не мучительными. Кроме них известны страшные, показательные казни, которые способны были вызвать у присутствовавшей при этом толпы настоящий ужас.

Колесование. Человека клали на землю лицом кверху и, растянув руки и

ноги, привязывали в таком положении. Тяжелым колесом с железным обручем

палач бил и раздроблял ему кости на руках и ногах. Затем осужденного с

переломанными костями клали на это же колесо и в таком виде оставляли на

медленное и крайне мучительное умирание. К слову, Пугачев тоже был при

говорен к колесованию, но ему сперва отрубили голову, а потом уже пере

ломали кости. Таким образом ему еще, можно сказать, повезло. Бывали слу

чаи, когда колесованные лежали и мучились по нескольку дней.

Сажание на кол. Смерть крайне мучительная и жуткая, когда заостренный кол, вставленный в задний проход, постепенно проходя внутренности, вылезал из спины или из груди. Казнь эта пришла к нам из Литвы. Иногда к колу прибивалась короткая перекладина, что замедляло проникновение кола, оттягивало смерть на дватри дня. После перенесенных страданий у многих покойников глаза вылезали из орбит.

Четвертование. Преступнику рубили по очереди руки и ноги, а затем отсекали голову. Иногда руки и ноги отрывали щипцами. Казнь назначалась за государственные преступления. Таким образом казнен был в Москве Стенька Разин.

Залитие горла. Экзотический способ умерщвления. Применялся почти исключительно к фальшивомонетчикам, которым в горло заливали расплавленный металл, из которого они чеканили фальшивые деньги.

Закапывание в землю. Особый вид смертной казни, который применялся к женам, убившим собственного мужа.

Преступницу закапывали живьем в землю по плечи и приставляли стражу для того, чтобы никто не мог кормить ее и поить, а так же чтобы собаки не отъели голову. Мучения обычно длились дватри дня.

Были, впрочем, случаи, когда закопанные жили еще 20 и даже 31 день. Точно так же карались и соучастницы преступления. В 1682 году в Москве “окопаны были в землю трое сутки” две Женщины за убийство мужа одной из них.

К слову сказать, за убийство мужем жены подобной статьи не было. Описан случай, когда “кадашенец Ивашка Долгой за убийство жены наказан кнутом и отдан на поруки”.

Повешение за ребро. Применялась эта казнь очень редко. Человеку продевался крюк под ребра, и в таком виде его подвешивали. Очень любил забавляться этим Стенька Разин.

Человека, убившего своих родителей, разрывали клещами.

ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Телесные наказания были двух видов болезненные и уродующие (отсечение рук, ног, отрезание языка, вырывание ноздрей, клеймение и т.п.).

Как уже было отмечено, почти все наказания в прежние времена совершались публично с воспитательной целью, чтобы, глядя на муки преступников, другим было неповадно совершать преступления.

Это касалось не только смертной казни, но и более легких наказаний, некоторые из которых стоит перечислить.

Правеж. Способ взыскания долгов, заимствованный когдато у татар. Неисправного должника помещали в тюрьму, а затем каждый день выводили на людное место, обычно на торговую площадь, раскладывали на земле или на деревянном “козле” и принародно секли по ногам батогами длинными тонкими палками. Чем больше долг, тем длиннее был срок наказания.

Кнут. Тяжелый кожаный ремень, длиной от метра до двух, плетенный из лошадиной или лосиной кожи и засушенный. Таким кнутом можно было с первого удара содрать мясо до костей. Наказание длилось порою до трех дней, но обычно наносилось тридцать сорок ударов, и этого было достаточно, чтобы засечь человека до смерти. Иногда в приговорах так и указывалось:

“забить до смерти”. Битье кнутом совершалось медленно, с паузами и остановками, так что наказание в двадцать ударов длилось не менее часа.

К болезненным наказаниям относились также заковывание в железо, хождение босиком по острым деревянным кольям, сажание на долгий срок на очень неудобную деревянную лошадь.

ПАЛАЧИ

С палачами у властей всегда были проблемы, потому что найти добровольца на эту должность было очень трудно.

В народе палачи пользовались полнейшим презрением и отвращением. Осужденные преступники, выбравшие эту профессию в расчете на облегчение своей участи, освобождались от телесного наказания.

Свое искусство они доводили до совершенства частыми упражнениями. Они могли по желанию разрезать кнутом как острой бритвой подброшенный лист бумаги или же так подхватить кнут, пущенный со всего размаха, что подставленный лист бумаги оставался невредимым.

Среди палачей встречались редкие мастера своего дела, которые умели так протянуть кнут по спине, что с каждым ударом он вырывал куски мяса. Обыкновенно в палачи назначались сами преступники, которые после двенадцати лет такой службы отпускались из тюрьмы на волю.

В Уложении ведено в палачи на Москве набирать (13 вольных людей и платить им жалованье из казны. Вообще предписывалось, “чтобы во всяком городе без палачей не были”. Но охотников на такую должность из вольных людей было очень немного. Воеводы то и дело жаловались, что “в палачи охочих людей не находится, а выбранные принуждением убегают”.

Заплечные мастера имели большие заработки и получали крупные заказы. Были случаи, что и “воду секли кнутом, если дерзала она от ветров затевать возмущение”.

Провинившиеся иногда тайно платили палачу до десяти тысяч рублей, чтобы не изувечил или сделал наказание менее мучительным. Становился в заплечные мастера какойнибудь забулдыга, бесшабашная голова, у которого был один выход “встать в палачи за свои вины”.

Палачам деньги доставались легко. Стоило ему пройтись по базару, всякий старался сунуть ему грош или пятак, как бы в виде задатка. Но когда палач уходил на покой и селился гденибудь, соседи гнушались разделить с ним кусок хлеба, посадить за стол.

Прикосновение рук палача считалось осквернением. Взгляд, брошенный случайно на палача, считался нечистым и требовал особого очищения и молитвы Ивану Воину. Мальчишки не упускали случая, чтобы на улицах не потравить палача.

Ни купить, ни продать ничего бывшие палачи не могли, так что жизнь их была хуже каторжной.

Источник: https://subscribe.ru/group/ot-tyurmyi-i-ot-sumyi/3013605/

Зачем придумали тюрьму?

Когда появились первые тюрьмы

Сейчас кажется, что тюрьма была всегда. На самом деле «отсидка» как мера наказания появилась в уголовных кодексах Европы совсем недавно — в XVIII веке. С тех пор устройством и бытом тюрьмы интересовались лучшие умы человечества — писатели, медики, психологи и даже философы.

Тюрьмы в период Античности

Все тюрьмы древности были или предварительными, или долговыми. В Греции и Риме условия содержания зависели от положения сидельца. Свободные граждане имели право на комфорт — им позволяли принимать посетителей, снабжали хорошей едой, отпускали на праздники домой.

К заключенному в афинской тюрьме Сократу свободно приходили друзья и во всеуслышание предлагали ему устроить побег. Охрана была чистой формальностью, и только верность этическим принципам не позволила философу бежать.

Превратить свою смерть (Сократа приговорили выпить чашу с цикутой) в эффектное зрелище с участием учеников и друзей философу помог сверхгуманный тюремный режим.

В Древнем Риме тюрьмы (carceres) использовались в тех же целях: заключенные сидели там, дожидаясь суда или наказания. Иногда сенат мог приговорить к отсидке в сarсеr, если вина осужденного была слишком незначительна для смертной казни или ссылки.

Однако чаще всего использовался домашний арест. Срок при этом не устанавливался.

Поэт и полководец Помпоний Секунд, угодивший в 31 году под домашний арест за участие в заговоре, вынужден был безвылазно сидеть дома шесть лет, пока не умер император Тиберий, против которого он и злоумышлял.

Тюрьмы в период Средних веков

Примерно в таком же виде тюрьмы продолжали существовать и в Средневековье. Туда сажали перед судом или казнью, причем на относительно короткий срок. Правда, в те времена даже краткосрочное — от трех дней до двух недель — тюремное заключение считалось несмываемым позором.

К тому же условия содержания были так тяжелы (их делали такими принципиально, чтобы подтолкнуть заключенного грешника к покаянию), что пожизненный срок часто составлял год или два — заключенный просто умирал от болезней и плохого питания. Поэтому сроки в Средние века назначались относительно небольшие — от нескольких недель до трех лет.

В большинстве случаев осужденные за тяжкое преступление приговаривались к смертной казни (за государственную измену — к повешению, разрыванию на части четвертованию или сожжению; за убийство — к повешению или разрыванию на части), попавшиеся на небольших преступлениях — к бичеванию или штрафу.

Такая система сложилась в Англии к XI век, во Франции — столетием позже. Пенитенциарная система Японии и Китая существовала без изменений вплоть до XIX и даже XX века.

Тюрьмы в эпоху Нового времени

Казни и пытки, кажущиеся сегодня такими чудовищными,- это, по меркам средневековой юриспруденции, симметричный ответ на преступление. Нарушая закон, преступник покушается на священное тело короля.

Соответственно, и возмездие адресовано прежде всего к телу преступника: его полагается бичевать, клеймить, сжигать. Это представление меняется в XVIII в под воздействием идей Просвещения.

Самые видные и идеологи новой эпохи Вольтер, Монтескье, Чезаре Беккариа выдающиеся государственные деятели Йозеф Зонненфельс, Екатерина II требуют отмены пыток и кровавых публичных казней.

В 1754 году пытки отменяются в Пруссии, в 1770-м — в Дании, в 1776-м — в Австрии, в 1780-м — во Франции, в 1801-м — в России. Одновременно исчезают и самые жестокие виды публичных казней. На смену «телесным практикам» Средневековья приходит современная пенитенциарная система. Главным наказанием в ней становится тюремное: заключение.

Тюрьма превращается в важный государственный институт. Впервые она начинает получать финансирование государственного и местного бюджетов — раньше заключенные должны были платить за место в камере, как за место в гостинице, и сами обеспечивать себе пропитание.

Тюрьмы диверсифицируются: в 1841-м во Франции впервые принимается указ о строительстве специальных тюрем для подследственных, еще не представших перед судом, а в 1850-м начинается создание исправительных колоний для несовершеннолетних.

Подробнейшим образом регламентируются сроки, условия содержания и режим жизни заключенных.

Первое правило тюрьмы Нового времени — изоляция заключенного. Юристы мечтают покончить со средневековыми узилищами – огромными камерами, где без разбора содержались убийцы и мелкие карманники, мужчины и женщины, дети и взрослые.

На протяжении нескольких десятилетий в Европе идет дискуссия об американских моделях тюрьмы – «обернской» и «филадельфийской». В обернской заключенный проводил в одиночной камере ночь. Днем он мог работать и есть вместе с другими, но обязан был молчать.

В филадельфийской заключенный сидел в одиночке круглые сутки, что-бы иметь время поразмыслить о своих грехах.

Второе правило — труд. Он должен исправлять нравы, служить перевоспитанию заключенного. Небольшое вознаграждение за работу должно приучать преступника к честному заработку.

Жесткий режим предусматривал расписанный по минутам распорядок дня, работу и молитву по часам и даже порядок питания: в 1839 году в новом уставе для центральных тюрем Франции были запрещены вино и табак, что вызвало немало бунтов среди заключенных.

Историк и философ Мишель Фуко в своем трактате «Надзирать и наказывать» утверждает, что тюрьма Нового времени стала дисциплинарной моделью всего буржуазного общества.

Везде, где собиралось большое количество людей, будь то монастырь, школа, больница, завод или казарма, действовал распорядок, близкий к тюремному. Тюрьма должна была превращать заключенного в идеальный винтик общественного механизма.

Но действительность была далека от философской теории: на деле увеличение количества тюрем вело только к росту рецидивизма.

Поступь прогресса

«Тюремная „реформа” — ровесница тюрьмы»,- пишет в «Надзирать и наказывать» Мишель Фуко. Поначалу речь шла о самом простом. Элизабет Фрай, посещавшая с 1816 году лондонскую тюрьму Ньюгейт, добилась раздельного содержания женщин и мужчин.

Доротея Дикс в 1840-1860-е ратовала за то, чтобы душевнобольные преступники были заключены не в тюрьмы, а в специальные больницы. Созданная в Англии в 1866 году Лига тюремных реформ имени Джона Ховарда требовала обучения заключенных ремеслам.

Если в России помощь заключенным была уделом филантропов-одиночек, то на Западе это быстро стало массовым увлечением и серьезным политическим вопросом.

Первый всплеск тюремных реформ пришелся на вторую половину XIX века. Второй — на 1970-е. Лидерами второй европейской тюремной реформы были интеллектуалы-шестидесятники.

 Благодаря им в уставах большинства европейских тюрем зафиксированы права заключенного на разнообразное питание, в том числе диетическое, регулярные занятия спортом, получение заочного образования с помощью преподавателей-специалистов, консультации с психологом, пользование телевизором и радио (а позже и интернетом), регулярные свидания с родными и близкими. Недаром герой комедии Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму!», попав за решетку в Голландии, мечтает остаться там навсегда.

Идеальная тюрьма философа Иеремия Бентам.

Идеальная тюрьма

Один из самых влиятельных либералов своего времени философ Иеремия Бентам (1748-1832) боролся за права женщин и животных, требовал отмены рабства, телесных наказаний и уголовного преследования за гомосексуализм.

Но любимой его идеей, на реализацию которой он потратил чуть не все свое состояние, был Паноптикон (на рисунке) — модель идеальной тюрьмы, описанная в одноименном трактате. В центре этой круглой тюрьмы находится башня, в которой сидят надзиратели.

Башня окружена круглой галереей, куда выходят одиночные камеры. Охранники, оставаясь невидимыми для заключенных, могут постоянно наблюдать за ними. Эта модель позволяла существенно сократить штат охраны, обеспечить одиночное размещение для заключенных и удешевить их содержание.

Однако при жизни Бентама в Англии она так и не была реализована. Зато впоследствии по образцу Паноптикона были построены тюрьмы в Англии, США Вьетнаме и Аргентине.

Долговые тюрьмы

Герой цикла гравюр Уильяма Хогарта «Жизнь распутника» (1735) на излете карьеры попадает в долговую тюрьму. Распутника ведут в тюрьму Флит. В XVIII веке там обычно обитало около 300 заключенных.

Они могли принимать посетителей, заниматься бизнесом и даже за отдельную плату жить не в тюрьме, а на квартире по соседству. За содержание и питание в тюрьме надо было платить. Состоятельные платили сами, нищие клянчили подаяние у прохожих.

Во Флите несколько лет провел отец Хогарта, чего художник страшно стыдится. Нравы английских долговых тюрем, развращавшие сидельцев, возмущали многих. Одним из самых яростных борцов с долговыми тюрьмами был Чарлз Диккенс, чей отец отсидел несколько месяцев в Маршалси.

Впоследствии Диккенс подробно описал обитателей и обычаи этой жуткой лондонской тюрьмы в «Дэвиде Копперфилде» и «Крошке Доррит». В 1842 году тюремное заключение за долги в Англии было отменено.

Тюрьма острова Иф.

Тема тюрьмы в искусстве

На рубеже XVIII-XIX веков тюремная тема стала одним из излюбленных мотивов романтизма. Провозвестником моды был Джованни Баттиста Пиранези, выпустивший в 1745-м серию офортов «Фантазия на тему темниц».

Почин подхватили литераторы: в тюрьме сидят герои Мэтью Грегори Льюиса («Монах»), Эрнста Теодора Амадея Гофмана («Эликсиры Сатаны»), Эдгара По («Колодец и маятник»), Александра Дюма («Граф Монте-Кристо») и Оноре де Бальзака («Блеск и нищета куртизанок»). Чудовищные интерьеры тюрем инквизиции изображает Франсиско Гойя в своих «Капричос».

В тюрьме начинается действие оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио». В тюрьму проникает, чтобы спасти жениха, переодетая героиня в романтическом балете «Дезертир».

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Источник: http://alfaed.ru/zachem-pridumali-tyurmu.html/

Как развивалась тюрьма. Начало

Когда появились первые тюрьмы

Тюрьмы в том или ином виде были всегда. В древние времена преступники находились в заточении в основном до суда, а после вынесения приговора наказание приводили к исполнению.

Это могла быть смертная казнь, принудительные работы на рудниках, высылка или изгнание.

Со временем наказание в виде заключения под стражей приобрело доминирующий характер – именно такой вид наказания указывал на благосостояние общества и его гуманность.

В действительности тюремная «отсидка» как мера наказания появилась в уголовных кодексах Европы совсем недавно – в XVIII веке. Однако даже и тогда ни порядка организации, ни определённых целей тюрьма не несла – её основная задача заключалась в изоляции преступников особенно неугодных властям.

Заключение в древности

Если говорить о тюрьмах древности, то точных свидетельств этому крайне мало. Первые упоминания о наказаниях Древнего Египта, к примеру, сводятся к тому, что преступники жили в отдельных поселениях и выполняли тяжёлые работы совместно с рабами.

Работы в Древнем Египте

Немного больше была развита пенитенциарная система Римской империи. Особых учреждений для постоянного и долгого содержания преступников в Римском государстве не было.

Однако существовали так называемые карцеры (carceres). Они предназначались для тех же целей – заключённые находились там временно до суда или исполнения наказания.

Одним из древнейших таких карцеров является Мамертинская тюрьма с подземельем – там осуществлялись казни.

Мамертинская тюрьмаВ Риме тех времён также были эргастулумы (смирительные дома для рабочих). Чаще всего они появлялись на территории усадьб и выступали как помещения для временного наказания рабов и невольников, пожизненно обречённых на работы в кандалах. Кроме этого, в эргастулумы попадали и граждане, вовремя не отдавшие долги или совершившие другие незначительные правонарушения.

Более суровым наказанием были рудники и копи – приговорённые к каторжным работам считались вечными рабами государства.

Тюрьмы Западной Европы в Средневековье

Средневековая темница

Пенитенциарная политика Западной Европы Средних веков тесно связана с мировоззрением католической церкви.

В эти времена наказание в виде лишения свободы и только до решения суда применялось как борьба с неблагополучными слоями населения, бродягами и нищими, неизлечимо больными и сумасшедшими. От тяжких преступлений и насилия в ту эпоху спасала социальная политика и поддержка малоимущего населения.

Однако принимались и радикальные меры по борьбе с нищенством и бродяжничеством особенно в голодные времена. При нехватке провизии всех приговорённых сажали на корабли и вывозили на отдалённые остова.

Тюремная система Англии

Тюремная системы в Англии сформировалась довольно рано. В 1166 году вышел указ о постройке спецзаведений в каждом графстве. Тогда существовало два типа таких заведений: графское и иммунное.

Изначально наиболее распространены были графские тюрьмы, куда попадали лица, обвиняемые в фелониях (оскорбление вассалом сеньора). Функционал тюрем состоял из шерифа, помощника шерифа, смотрителей или надзирателей.

Со временем сеть тюрем разрасталась. Стали широко использоваться иммунные тюрьмы. Они обслуживали больше людей, в том числе светскую и духовную знать. В них содержались преступники, должники, мелкие правонарушители, пришлые люди и бродяги. Специальные заведения имел также каждый суд.

В Лондоне неподалёку от резиденции британских королей была особая тюрьма – замок Тауэр. Это прочная, каменная постройка с собственным гарнизоном, в которой содержались государственные изменники и другие опасные лица для властей. Кроме Тауэр, в аналогичных целях использовались и другие замки Англии.

Лондонский Тауэр

Однако, невзирая на широко развитую сеть тюрем, вплоть до конца XVIII века в Англии из-за дороговизны содержания под стражей заключённых самым распространённым наказанием по-прежнему оставалась смертная казнь через повешение даже за незначительную кражу.

Работные и исправительные дома

Первыми странами, которые применили практику правоохранительной системы на бедное население, стали Швеция, Дания, Англия и Голландия. В тот период в этих странах хватало самого факта бедности, чтобы тебя казнили.

Внешний вид здания работного дома в Англии

В связи с этим в 1595-1596 годах для обеспечения работой малоимущих появляются первые режимные работные дома с тюремным содержанием (цухтхаузы). В таких учреждениях заключённые находились 8-12 лет. В них также заточали сумасшедших и смертельно больных. Со временем Цухтхаузы распространились на всю Европу.

Однако Тридцатилетняя война между странами европейского континента (1618-1648) вызвала голод и разорение, что в свою очередь и остановило деятельность таких учреждений.

Самыми жёсткими методами борьбы с нищими и бродягами были телесные наказания. Им подвергались как и сами нищие, так и подающие им милостыню.

В 1557 году для борьбы с нищими формируются дома исправления с тюремной дисциплиной и строгим трудовым режимом. Но уже в 1587 году от этой идеи отказались, так как проблему бродяжничества дома не решали, а наоборот усугубляли положение заключённых и увеличивали затраты.

Исправительный дом для падших женщин в Нидерландах. Первая регулярная тюрьма — цухтхауз,

В итоге все попытки борьбы с нищими не увенчались успехом, а исправительные заведения просто превратились в тюрьмы. Однако правовая и материальная база для таких тюрем сформировалась лишь во времена буржуазии.

Тюрьмы в Новое и Новейшее время

Монах бенедиктианского ордена Жан Мабильон для исправления преступников предложил специальную систему мер – спасение человека, совершившего грех (преступление), возможно только покаянием, молитвой в суровых условиях заточения. И эта концепция позже вошла в создание будущей пенитенциарной системы Европы.

Жан Мабильон

В 1778 году в Англии принимается Закон о создании пенитенциариев, в которых должны содержаться преступники, солдаты, нерадивые слуги, нищие и бродяги, а также дети за их непослушание родителям. Всех их привлекали к тяжёлому принудительному труду.

Филадельфийская тюремная система

Квакеры

В 1776 году в США квакерами была предложена Филадельфийская система (Пенсильванская) пенитенциариев – это тюрьмы со строгими условиями отбывания наказания в одиночестве. Идея заключалась в том, чтобы устрашить и заставить человека, преступившего закон, раскаяться перед Всевышним.

Режим отбывания наказания включал: абсолютная изоляция от внешней действительности и полная тишина, нельзя писать письма, не положено свиданий и посылок, за попытку разговора – избиение плетью, из одежды – войлочная обувь, выход из камеры только в маске, администрации и надзирателям не известны ни совершённое преступление, ни имя, ни срок арестованного. Единственное, что должен делать заключённый – молиться в церкви в одиночной закрытой будке.

Такое суровое наказание предполагало, что одиночество приведёт к раскаянию и возвратит человека к добру. Однако всё заканчивалось умопомешательством и неспособностью прошедших такое заточение ориентироваться на свободе.

Долгое время такая система применялась во многих странах Европы.

Оборнская тюремная система

Заключённые, занятые физическим трудом

В середине XVIII века пересмотрение подходов к наказанию в уголовной политике начались послабления – наказание сменяет месть государства на общественную защиту. Так, в 1820 году появляется Оборнской тюремной системы, цель которой снизить негативные последствия Филадельфийской системы.

В связи с этим уже в середине XIX века изоляция Филадельфийской системы заменяется «карцерной» системой, которая давала гораздо больше свободы заключённым.

Заключённые, занятые физическим трудом

В этот период в Европе стали появляться исправительные колонии со строгой дисциплиной и обязательной работой в сельском хозяйстве и других отраслях. Считалось, что только физический труд и полная занятость способны исправить человека: «Всё, что вызывает усталость, способствует изгнанию дурных помыслов». За дисциплинарное нарушение – карцер.

Прогрессивная система наказания

Колония-поселение

С середине XIX века и по сей день действует прогрессивная система исполнения наказания. Она базируется на разделении арестантов на категории. Для каждой категории создан разный режим содержания.

Есть возможность перехода от жёсткого режима и тяжёлого труда на рудниках к более лёгким условиям жизни – можно завести семью, хозяйство, построить жилище, а также условно-досрочного освободиться. Самым главным критерием служит отношение к труду и поведение заключённых.

К тем, кто нарушает условия, применяются телесные наказания.

Совершенствование прогрессивной системы привело к так называемой Ирландской системе. Её отличие в том, что существовал ещё и этап пребывания в переходной тюрьме с возможностью УДО.

Однако Ирландская система оказалась сложной и чересчур громоздкой, поэтому он неё отказались. Спустя время её вновь применили и сейчас она действует во Франции и Швеции.

В 70-х годах в СССР эта идея реализовалась в создании колоний-поселений.

Источник konspekt.biz, wikipedia.

Полезная информация наWorld Prison.Спасибо!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c10475a7fe79400ab368759/kak-razvivalas-tiurma-nachalo-5c474e66162d6e00ade1f6b2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.