Когда должен составляться протокол об административном правонарушении

Содержание

Сроки составления протокола об административном правонарушении. Статья 28.5 КоАП РФ

Когда должен составляться протокол об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушении – одно из временных ограничений, которые установлены законом для должностных лиц. Их цель – защитить права и интересы лиц, затронутых производством по делу. Рассмотрим, каким образом они воплощаются на практике.

Нормативное регулирование

Сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются исключительно нормами КоАП. Независимо от того, установлена ответственность за деяние кодексом или законом, принятым представительным органом региона. Здесь правила едины.

Какими-либо иными актами правила о сроках устанавливаться также не могут.

Значение протокола

Сроки составления протокола об административном правонарушении – время, отведенное на составление протокола уполномоченным лицом. Правила о сроках имеют значение, т.к.

с протокола фактически начинается всякое административное дело. Он является базовым элементом почти любого дела.

Если при его составлении допущены нарушения, то судья или иной орган, рассматривающий дело, может вынести постановление в пользу привлеченного лица.

Что касается сроков, их пропуск может также иметь серьезные последствия для дела. Истечение сроков приводит к прекращению производства по делу.

Структура протокола

Независимо от того, каким ведомством разрабатывался образец протокола об административном правонарушении, его структура одинакова:

  • дата и место написания;
  • должность, фамилия, инициалы составителя;
  • паспортные данные привлекаемого лица или сведения об организации (название, адрес и организационно-правовая форма);
  • Ф. И. О. и место проживания свидетелей и потерпевших;
  • место, время и описание события;
  • статья кодекса или регионального закона об административной ответственности;
  • объяснения привлекаемых лиц;
  • отметка о том, что были разъяснены права и обязанности;
  • отметка о передаче копии протокола;
  • подписи должностного лица и привлеченного к ответственности лица.

Несмотря на единую структуру, бланки оформляются по-разному.

Кто отвечает за составление протокола

Ст. 28.3 указывает перечень органов, чиновники, которых являются лицами, составляющими протокол об административных правонарушениях. Конкретный перечень лиц, имеющих полномочия на составление протокола, установлен ведомственными нормативными актами. Тот же принцип действует в отношении чиновников, составляющих протоколы за нарушения, предусмотренные региональными законами.

Согласно КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления проступка.

Если нет возможности сразу же узнать достаточный объем сведений о гражданине или организации-нарушителе, документ составляется не более чем за 2 суток.

Как составляется протокол об административном правонарушении? По образцу, разработанному сотрудниками или ведомственными юристами. Для чиновника основания действовать – должностной регламент или приказ руководителя о передаче полномочий на составление протокола.

Длительность расследования

Его разрешено назначать в случаях, перечисленных в ст. 28.7 КоАП. Кроме принадлежности к обозначенному списку, по делу требуется провести экспертизу и иные процессуальные действия, занимающие много времени.

Должностным лицом, выявившим нарушение, немедленно выносится определение об открытии производства, и его копия отправляется лицу, которое привлекается к ответственности, или его представителю. Расследование длится 1 месяц с момента вынесения определения о его начале.

В некоторых ситуациях разрешено продлить время расследования на срок от 1 до 6 месяцев.

По завершении расследования составляется протокол или дело полностью прекращается.

Особенности действий прокурора

Закон предполагает не только составление протокола об административном правонарушении. Прокурор, выявив нарушения Конституции и законов в случаях, обозначенных в КоАП, выносит постановление о начале производства по делу.

В кодексе указано, что оно должно полностью отвечать требованиям к протоколу. Прокурор также ограничен во времени сроком составления протокола об административном правонарушении. Фактически постановление прокурора приравнено к протоколу.

Упрощенное производство

В случае нарушений, которые наказываются штрафом или предупреждением, протокол может не составляться. Вместо него сразу составляется постановление.

Протокол составляется, если привлеченное к ответственности лицо подает жалобу на постановление. Т. к.

решение было вынесено не судьей, жалоба с приложенными материалами передается в вышестоящую инстанцию в течение 3 дней, за это же время закон требует составить протокол.

Что делать при несогласии с протоколом

Многие задаются вопросом об обжаловании протокола об административном правонарушении. Однако такой процедуры закон не предусматривает. Составление протокола – одна из стадий административного процесса.

Если имеются замечания на действия должностных лиц, то следует подать жалобу вышестоящим начальникам или в прокуратуру. Заявитель, имеющий свидетелей, документы или видео, опровергающие утверждения, отраженные в протоколе, может добиться того, что дело не отправят на рассмотрение по существу.

Гражданин вправе в ходе рассмотрения дела по существу делать свои замечания, подавать ходатайства в письменном виде, в том числе и относительно правильности протокола.

Порядок обжалования

По закону жалоба подается на постановление как итоговый документ, а не на протокол, хотя люди задают соответствующий вопрос. Если исходить из этой позиции, схема обжалования протокола об административном правонарушении выстроена следующим образом:

  • жалоба подается только в суд, если постановление ранее вынесено судом;
  • жалоба подается или в суд или в вышестоящий орган;
  • если жалоба одновременно подана в вышестоящий орган и в суд одновременно, то рассмотрение производится судом.

Жалобу в суд вправе подать как привлеченное лицо, так и чиновник, направивший ранее материалы для рассмотрения.

На подачу заявления об отмене постановления дается 10 дней после получения копии постановления. Материал может передаваться или в орган, вынесший решение или в орган, который рассматривает жалобы по существу. Оба варианта подачи правильные.

В заключение

Закон предполагает несколько вариантов ответа на вопрос, в течение какого времени составляется протокол по делу об административном правонарушении:

  • немедленно при выявлении;
  • в течение 2 дней с момента выявления, если необходимо добыть сведения о нарушителе;
  • по окончании срока административного расследования, если оно не прекращено.

Если постановление выносилось без составления протокола, то он составляется, если привлеченное лицо подало жалобу на постановление в отношении него.

Источник: https://FB.ru/article/469485/sroki-sostavleniya-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii-statya-koap-rf

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении

Когда должен составляться протокол об административном правонарушении

При нарушении физическим или юридическим лицом законов РФ, не связанных с уголовно наказуемыми деяниями, должностное лицо имеет право на открытие гражданского дела, это должно быть подтверждено или протоколом об административном правонарушении или постановлением.

Порядок обжалования и подачи возражения с целью возвращения репутации. Пример отзыва или отмены решения суда.

При составлении обоих документов нарушителю (или подозреваемому в нарушении гражданину) должно быть сказано, что именно он нарушил, и какое наказание ему за это грозит.

Нарушение закона

Протокол об административном правонарушении создается должностным лицом при обнаружении факта, в котором имеется состав нарушения, регламентируется статьей 28.2 КоАП (кодекса об административных правонарушениях РФ). Это документ, который допускается обжаловать, если нарушитель не сомневается в своей правоте.

Постановление, заполняемое должностным лицом, фиксирует не только событие, являющееся нарушением закона, но и подтверждает согласие нарушителя с тем, что он действительно допустил это действие и готов выплатить штраф или понести наказание другим способом.

Таким образом, если виновник не считает себя виноватым в совершении административного правонарушения и не готов согласиться с определенным ему штрафом или иным наказанием, отказался от решения проблемы на месте, в этом случае должностное лицо должно составит протокол об административном правонарушении (ПоАП).

Кто имеет право составлять

Заполнять протокол может федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в конкретной области, точнее – его сотрудники, имеющие допуск к данному действию.

Бланк ПоАП (протокола об административном правонарушении) утвержден приказом ФССП (служба судебных приставов) России от 11.07.2012 N 318 в приложении N 134.

Роспотребнадзор

Сотрудники имеют право составлять протокол, если нарушены права потребителя или в тех случаях, когда производитель, продавец нарушают прочие действующие законы, связанные с производством товаров на территории РФ, их продажей.

Стоит отметить, что плановые проверки не допускается производить внезапно – об этом администрация проверяемого заведения должна быть уведомлена любым доступным способом, например, можно использовать СМИ.

При несоблюдении этого правила пострадавший имеет право опротестовать протокол об административном правонарушении, а также выданное ему предписание, при составлении этих документов

Важно! Внезапные ревизии допустимы лишь тогда, когда уже было определено какое-либо нарушение, а нарушившему гражданину (юридическому лицу) проверяющий выдал требование об устранении данного нарушения в течение конкретного срока или имела место жалоба на нарушение прав граждан в данном заведении.

Гибдд

Сотрудники дорожной службы отвечают за безопасность дорожного движения, поэтому протоколы, составляемые ими, оформляются на участников дорожного движения, которые не выполняют соответствующие правила (ПДД РФ).

Таможня

При транспортировке грузов за пределы РФ или в Россию, следует руководствоваться Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации«. Несоблюдение его может повлечь наказание, которое фиксируется сотрудниками таможенных органов при составлении соответствующего протокола (или постановления).

Полиция

КоАП РФ дает возможность оформления ПоАП сотрудниками полиции в тех случаях, когда не было существенной угрозы для прочих граждан или иных причин для возбуждения уголовного дела.

ФССП

Судебные приставы должны руководствоваться частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ при составлении ПоАП.

Это может быть связано как с самим фактом нарушения законодательных актов, так и с сообщениями со стороны других граждан.

При знакомстве с заполненным бланком ПоАП виновник (или подозреваемый в нарушении) может разместить там все, что считает необходимым и существенным на момент оформления, но в пределах законов Российской Федерации.

Налоговая служба

По определенным правонарушениям инспекторы способны привлечь к административной ответственности должностных лиц юридической структуры (руководителя, его заместителя, главного бухгалтера). Например, это относится к таким нарушениям, как несоблюдение срока подачи налоговой документации (ст. 15.5 КоАП РФ) или несоблюдение сроков регистрации в налоговых органах (ст. 15.3 КоАП РФ).

Как следует обжаловать постановление?

Составление протокола связано с соблюдением необходимых формальностей, которые указаны в ч. 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

документа:

  • дата и место создания ПоАП;
  • ФИО и должность заполнявшего человека;
  • сам факт (причина) составления;
  • сведения о нарушителе;
  • показания пострадавших (при наличии таковых);
  • данные свидетелей, информация о них.

Важно: свидетели должны поставить свои подписи в протоколе, а виновник (или подозреваемый) имеет право отказаться, это не будет влиять на ход процедуры.

В некоторых случаях закон обязывает обеспечить присутствие понятых:

  • при задержании виновника;
  • личный досмотр, досмотр персонального транспорта;
  • изъятие вещественных доказательств, в том числе – документов;
  • отстранение от управления ТС;
  • проверка водителя на трезвость в месте составления ПоАП;
  • задержание или арест ТС;
  • внешний осмотр места совершения правонарушения.

Вместо привлечения понятых, возможно ведение видеозаписи.

Кто имеет право на обжалование

Если гражданин, которому инкриминируется совершение правонарушения, не готов согласиться с решением должностного лица, он вправе опротестовать ПоАП.

Внимание: сам протокол (процессуальный документ) лишь фиксирует факт нарушения, не делая подозреваемого автоматически виновным. Итоговым документом, определяющим вину, является либо постановление суда, либо вердикт других уполномоченных органов власти (например, представителей полиции).

Кроме подозреваемого опротестовать ПоАП имеют возможность:

  • прокурор;
  • потерпевшие;
  • поверенные юр/физ лица;
  • представитель главы государства РФ, отвечающий за защиту прав бизнесменов.

Основания

Протокол возможно опротестовать, когда заявитель считает, что:

  • не было самого факта противоправного действия;
  • в протоколе содержатся неактуальные или неточные данные;
  • была нарушен процесс создания протокола.

Сроки для написания жалобы

Срок для опротестования ПоАП ограничивается 10 сутками с момента составления протокола. В некоторых случаях суд может пойти навстречу и, при некоторых уважительных причинах, может рассматривать ходатайство после истечения десяти дней.

Куда обращаться для обжалования ПоАП

Законодательством РФ не рассматривается процедура обжалования ПоАП, вследствие чего особые сроки возможности оспорить этот документ явно не приведены.

Обжаловать можно, например, до вынесения акта постановления. Это делается до начала рассмотрения проблемы в суде (по существу), поскольку пункт 2 ст. 29.9 закона No 195-ФЗ не допускает возможности выполнить определение по возврату документов на доработку для их корректировки (пункт 4 Постановление 5).

Справка: субъект РФ имеет право попросить перенести рассмотрение своего дела в суд, который находится рядом с тем местом, где он живет.

В процессе подготовки к изучению спорного случая может быть инициировано постановление о возврате неверно заполненных документов (это может касаться и протокола, и прикрепленных к нему сведений) должностному лицу или органу, который их составил (в соответствии с п. 4 ст. 29.4 КоАП РФ). Это может позволить гражданину, в отношении которого заполнен ПоАП, воспользоваться выигранным дополнительным временем для обеспечения своей защиты.

Постановление по делу о нарушении норм административного законодательства по закону не может быть выпущено после двух календарных месяцев (или трех, если постановление по делу принимается в судебной инстанции) после совершения такого деяния (что определено в п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Также есть возможность изучить ПоАП и найти ошибки в нем. В ходе изучения дела члены суда также могут обнаружить нарушения процессуальных требований, которые могли быть допущены при создании ПоАП.

В тех случаях, когда судья на основании имеющейся информации при просмотре дела найдет нарушения, допущенные при заполнении ПоАП (например, внесено изменение), документ, как правило, признают ничтожным, то есть не имеющим юридической силы и может быть вынесен вердикт о закрытии производства по данному делу.

Прошение относится в судебную инстанцию или вышестоящему должностному лицу того органа, чей сотрудник заполнял ПоАП. Оспорить этот документ можно в вышестоящем суде, куда нижестоящая инстанция должна отправить документацию по делу в срок трех дней с момента обращения заинтересованного лица.

Требование на пересмотр вердикта суда, протокола об административном аресте направляется в вышестоящий суд в тот же день, когда оно было получено.

В тех случаях, когда решение проблемы не может быть реализовано судьей или должностным лицом, то прошение и все приложенные к нему бумаги отправляются в суд следующей инстанции  (более высокой по рангу), причем в срок не более 3 рабочих дней после принятия решения должностным лицом.

Административные жалобы не требуют уплаты государственной пошлины.

Как получить копию

Копия ПоАП отдается гражданину, в отношении которого он составляется, в любом случае. В бланке присутствует графа с пометкой «копию протокола получил», в которой должна стоять подпись подозреваемого в нарушении.

Образцы на обжалование

ПоАП заполняется на бланке с двух сторон. Важно отметить присутствие пункта «протокол подписать отказался» и графу, где требуется отметить причины этого.

Не допускается внесение исправлений после того, как были поставлены подписи виновника, понятых и свидетелей.

Заявление на обжалование пишется в свободной форме, для них разработан общий регламент, требуется указать:

  • наименование, номер ПоАП;
  • дату его создания;
  • данные о просителе (то есть о себе);
  • должность и ФИО составителя;
  • подробности о событиях, которые вызвали спорную ситуацию;
  • возможно приведение ссылок на нормативные акты РФ;
  • просьба отменить протокол об административном правонарушении;
  • дата и подпись.

К жалобе могут быть прикреплены различные доказательства – документация, видеозаписи, данные независимых экспертов, бухгалтерские и прочие документы, то есть все, что касается данного спорного случая.

Могут быть заявлены и другие ходатайства – об истребовании доказательств, если заявитель и его представители не в состоянии сделать это самостоятельно.

Заключение

Важно! Процесс обжалования ПоАП не регламентируется в рамках законодательства РФ.

Иногда эта процедура сводится к нахождению конкретных промахов должностного лица, допущенных при составлении ПоАП, иногда нарушаются процессуальные требования, применяемые к созданию этого документа.

Обжалование протокола представляется возможным начала рассмотрения дела.

Post Views: 50

Источник: https://autopravo.club/aministrativnoe/oformlenie-dokumentov/protokol-o-pravonarushenii/

Составление протокола об административном правонарушении – срок, порядок, уведомление, место где составляется нарушение, время, понятые

Когда должен составляться протокол об административном правонарушении

Если протокол был составлен лицом, не имеющим достаточных полномочий для этого, то документ попросту признается недействительным – данный момент рекомендуется отслеживать самому нарушителю, так как в дальнейшем он может стать решающим при вынесении решения суда.

Но, любой сотрудник правоохранительных структур при выяснении факта правонарушения может зафиксировать его в рапорте, который впоследствии будет передан лицам, обладающим достаточными полномочиями.

Кто именно будет заниматься делом – во многом зависит от характеристики ситуации.

При несоблюдении правил дорожного движения за составление документа отвечает инспектор ГИБДД, который обычно имеется на каждом посту.

Порядок и правила оформления в 2020 году

Каждый год привносит новые корректировки в процессуальные нормы, поэтому важно знать актуальные в 2020 году требования к порядку и правилам оформления.

Понятые

Присутствие понятых при составлении протокола не является обязательным.Но нарушитель может настоять на этом.

В таком случае количество свидетелей должно быть не менее двух. В документе указываются их персональные сведения и замечания (при наличии).

В качестве понятого может выступать любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в результате дела.

Уведомление (извещение)

Порядок извещения уточнен в ст. 25.15. КоАП РФ.

Согласно данной статье, уведомление должно быть направлено лицам, принимающим участие в деле об административном правонарушении, в установленные сроки с использованием:

  • повестки с уведомлением о вручении;
  • заказного письма с уведомлением о вручении;
  • телеграммы;
  • телефонограммы;
  • иных вариантов, обеспечивающих возможность фиксации факта получения нарушителем извещения.

Если участником процесса будет доказан факт об отсутствии уведомления, все претензии со стороны ответственных структур в отношении гражданина могут быть сняты.

Регламент привлечения к ответственности

Строгое следование регламенту – основная задача уполномоченных структур.

Не все лица обеспечивают соблюдение установленных норм, поэтому гражданину важно знать их – лишь это поможет в полной мере защитить собственные права и интересы.

В отсутствии лица

В случае отсутствия лица, по которому был выявлен факт совершения административного правонарушения, законом допускается оформление протокола.

Копия документа должна быть направлена нарушителю в течение трех дней с даты оформления.

Сейчас это особенно актуально, учитывая все большее распространение средств автоматической фото- и видеофиксации.

Что дальше после выявления проступка

При установлении факта правонарушения может быть несколько вариантов дальнейших событий:

  • у нарушителя нет претензий , он несет положенную ответственность;
  • у нарушителя имеются претензии, проводятся дополнительные мероприятия, вопрос решается либо специальной комиссией, либо в суде;
  • суд принял решение о назначении наказания, но нарушитель не согласен с постановлением, происходит обжалование в вышестоящих инстанциях с проведением дополнительных мероприятий.

Во многом развитие ситуации зависит от индивидуальных обстоятельств – наличие отягчающих или облегчающих позиций может стать элементом, существенно влияющим на итоговый результат рассмотрения дела.

Время является ключевым фактором в обеспечении соблюдения норм закона – игнорирование установленных периодов предоставляет нарушителю право избежать наказания.

Статья 28.5

Ст. 28.5 КоАП РФ уточняет сроки составления:

НезамедлительноПосле установления факта правонарушения
В течение 2 сутокПри возникновении необходимости уточнения отдельных обстоятельств
В течение нескольких месяцевПри возникновении необходимости проведения административного расследования

Последняя позиция дополнительно рассматривается в ст. 27.7 КоАП РФ.

Незамедлительное

Протокол должен быть составлен незамедлительно, если должностное лицо обладает всеми сведениями и материалами, которые подтверждают факт совершения правонарушения и могут быть использованы для доказательства реальной ситуации.

Когда требуется время

Оформление документа может быть оттянуто по времени на срок до 2 суток, если возникла необходимость в уточнении информации такого характера:

  • смягчающие, отягчающие обстоятельства или позиции, подтверждающие малую значимость нарушения;
  • персональные сведения о правонарушителе (физическом лице): паспортные реквизиты, ФИО, место работы, должность, место прописки и фактического проживания, семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.;
  • персональная информация о нарушителе (юридическом лице):  ИНН, ОКПО, наименование учреждения, фактический и юридический адрес.

Установленный период обусловлен временными затратами на направление запросов в уполномоченные структуры для выяснения вышеперечисленных позиций.

В отдельных ситуациях допускается административное задержание нарушителя до выявления обстоятельств.

Срок составления может быть растянут до 6 месяцев, если возникла необходимость в реализации процедуры предварительного расследования.

Для этого подается ходатайство о продлении стандартного периода.

Образец документа

протокола об административно правонарушении:

  • дата и место составления;
  • персональные сведения уполномоченного лица, ответственного за оформление;
  • личные сведения виновного гражданина;
  • персональные сведения свидетелей;
  • краткая, но информативная характеристика административного правонарушения;
  • статьи закона, по которым виновный может быть привлечен к ответственности;
  • объяснения виновного;
  • опись материалов;
  • отметка о разъяснении прав и выдаче копий;
  • подписи сторон.

Стандартно каждый уполномоченный сотрудник имеет бланк с соответствующими позициями, поэтому проблем с оформлением возникнуть не должно.

Процедура подписания и вручение

В протоколе должны содержаться подписи двух лиц: составителя и виновного.

После этого копия документа под расписку передается нарушителю и пострадавшему.

Требования

При оформлении должны быть соблюдены все критерии КоАП РФ. Основные требования:

  • соблюдение процессуальных норм (разъяснение прав, следование срокам, допущение свидетелей и понятых);
  • отсутствие помарок, делающих невозможным прочесть содержание документа;
  • отсутствие ошибок в персональных сведениях сторон и свидетелей.

Каждый уполномоченный сотрудник обязан знать их. Не будет лишним иметь актуальную информацию и простым гражданам.

Нарушения

При оформлении важное значение имеют сроки составления.

Если уполномоченными лицами они не были соблюдены, гражданин может избежать назначения наказания, так как произошло нарушение установленного законом процессуального порядка.

Обращение с жалобой

Ключевая обязанность прокуратуры – обеспечение надзора за деятельностью правоохранительных структур, в том числе ГИБДД, суда и полиции.

Обращение с жалобой о неправильном составлении протокола об административном нарушении необходимо направить в данный орган в максимально краткие сроки – до того, как материалы дела будут переданы в суд. 

Если ответа не последовало, а повестка уже была получена, то на заседании потребуется повторно выразить свою претензию, уточнив момент с отсутствием реакции со стороны прокуратуры.

В расчет принимаются исключительно письменные заявления – устные просьбы никакого результата не принесут.

Ошибки

Правильность составления должна быть соблюдена – в противном случае документ будет признан недействительным.

К примеру, если произошло оформление в отсутствии виновного, то данный момент признается явным нарушением законных прав гражданина.

В расчет не берутся ошибки, которые не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела. То есть орфографические недочеты не могут быть признаны существенными.

Исключения: написание фамилии и имени гражданина.

Время давности

Срок давности по административным правонарушениям приравнивается к периоду в 2 месяца – если дело не было направлено в судебные инстанции, в 3 месяца – если он было передано в суд.[highlight]желтая полоска

В случае с нарушением ПДД временной промежуток увеличивается до 12 месяцев.

Возбуждение дела

Дело признается открытым, если:

  • оформлен протокол на месте происшествия;
  • составлен акт о необходимости применения дел по данному правонарушению;
  • прокуратурой вынесено постановление о возбуждение дела по факту несоблюдения норм закона;
  • уточнено определение об открытии с учетом необходимости проведения дополнительных мероприятий по расследованию.

Если после предоставления всех подтверждающих материалов в возбуждении дела было отказано, уполномоченное лицо должно мотивировать свое решение в письменной форме, направив его подателю заявления.

Обжалование решения постановления суда

В случае несогласия с результатами рассмотрения судом факта о нарушении положений административного кодекса, можно подать претензию в вышестоящую инстанцию.

Источник: http://pravoznay.ru/sostavlenie-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении

Когда должен составляться протокол об административном правонарушении

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет.

Например,  многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказаниеми вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрееи дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием.

Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, ужеиная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания.

Крометого, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения кадминистративной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — отдорожного движения до отдыха и рыбалки.

В этой связи каждому полезно знать базовыеправила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляетдолжностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорногооргана), после выявления (обнаружения) административного правонарушения.

Смомента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинаетсясобственно производство по делу об административном правонарушении.

Здесь важнопонимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событиеправонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.

Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей илииным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения ипринимается документ — постановление по делу об административном правонарушении(в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказаниеили прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу— там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте,дома и т.п.  — в зависимости от существанарушения).

Однако нередки  и ситуации,когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составленияпротокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют попочте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола(это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, врамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях —например,  вы не подали декларацию).Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявленияадминистративного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практикеслучается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вамответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколькоисключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать делаоб административных правонарушениях, составляет документ, который называется непротокол, а постановление.

Но иное тут только название, суть (назначение)документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название —«постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его,виновным вас не признает, наказание не назначает.

Все нижеследующие правилаповедения верны и для случаев составления постановления прокурором.

—  в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования.

Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.

27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствуетв принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Этовозможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрениедела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо,привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно снаказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявленияправонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированныхс применением работающих в автоматическом режиме специальных техническихсредств

Протокол, согласно КоАП, является доказательствомпо делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоватьсяпротив вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенныедолжностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием дляпрекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже еслиадминистративное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того,что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, вомногом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важнознать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь вситуации составления в отношении вас протокола об административномправонарушении.

1.  Неимеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться повызову для его составления (если протокол составляется не сразу).Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАПесть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете исебе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснитьваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе.Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите,потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне неразъяснили».

Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а несразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполненазаранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовитсязаранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально.

В этом случае«до составления» — означает, что это первое, что делает должностноелицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составлениепротокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вамипротокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменныхобъяснений.  Именно в такойпоследовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится спротоколом и что-то в нем пишет.

Если вам передают протокол для ознакомления иподписания, то  прочитав его, задайтевопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения)составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет— смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов свашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z.

  Это нужно для того, чтобы после вашегоознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (онивозможны при составлении протокола «на месте») и проверьтеправильность их данных в протоколе .

Если указаны свидетели — аналогично припротоколировании «на месте».

Если у вас есть свидетели, которые могутподтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны —просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе«замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания посодержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам неразъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить всеиные недостатки протокола.

Он должен содержать указание на место егосоставления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статьюзакона, предусматривающую административную ответственность за данноеадминистративное правонарушение.

 Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильноеместо, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо ит.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит высогласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью другихдостоверных доказательств.

  Такжеотметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений.   Если замечаний у вас нет или осталосьсвободное место — ставьте Z.

6.  Неторопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или непризнании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и настадии рассмотрения дела по существу.

Чтобы вам ни говорил сотрудник,составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаюили нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Датьобъяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы неуверены, совершили вы нарушение или нет.

Приемлемый вариант — в графе пояснениянаписать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужнаюридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела,необходима помощь защитника».  Этоправильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любомслучае стрессовая ситуация.

Вы должны помнить, что протокол — доказательство, ичем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потомскорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е егопомощи — лучшим образом отстоять ваши интересы.

Потом, в спокойной обстановке,вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовойпомощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протоколаосталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если онсоставляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, которыйзаполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужныеотметки в протокол — просто забираете второй экземпляр.

Если протоколсоставляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземплярапротокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у васзаберут в целях его направления для рассмотрения по существу.

Если заполнениепроисходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать всвоем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола.

Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, таккак, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как вточности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной органадминистративной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое кадминистративной ответственности, вправе пользоваться юридической помощьюзащитника (адвоката или иного лица по доверенности).  Такая помощь может оказываться не только прирассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола.

По нашемуопыту явка для составления протокола об административном правонарушении садвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явкас адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — вдальнейшем обжаловать постановление по делу.

В случае проигрыша дела расходы наадвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляетсоответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.

© Лилия Мищук

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

Источник: https://kaliningradadvocate.ru/2020/01/15/protocol/

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Когда должен составляться протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании.

Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Обратите внимание!Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение.

Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания.

Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Обратите внимание!Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты.

Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами.

Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravoved/kogda-sostavliaetsia-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-5be91b8d0b9cad00aa109989

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.