Клеветы

Значение слова «клевета» в 13 словарях

Клеветы

— самый тяжкий вид посягательства против чужой чести: разглашение и распространение о ком-либо заведомо ложных, позорящих честь его фактов. Отличие К. от обиды (см.) заключается в том, что последняя предполагает присутствие оскорбляемого и выражается в словах или поступках, унижающих достоинство потерпевшего; К.

, наоборот, направляется преимущественно против отсутствующего и выражается в сообщении, хотя бы в весьма сдержанных выражениях, ложных фактов, в приписывании потерпевшему таких действий, которые не совместимы с достоинством честного гражданина. К.

стремится к тому, чтобы уронить честь оклеветанного в глазах окружающих его; в источниках средневекового германского права это часто обозначалось словами “кража чести”. К. отличается и от опозорения, диффамации (см.); для наличности последней не требуется ложности разглашаемых обстоятельств или фактов, тогда как для К.

заведомая ложность — главный признак, настолько важный, что в тех законодательствах, которые предусматривают К. как особый вид преступления против чести, доказанная истинность разглашенного или даже субъективная уверенность в том, что разглашаемое обстоятельство истинно, лишает деяние преступного характера. Эта особенность К.

выражается в том, что она допускает exceptio verita t is, т. е. возражение против обвинения, основанное на истинности тех позорящих фактов, которые сообщены или разглашены. К., как особый вид преступления против чести, неизвестна римскому праву; разглашение лживых сведений о ком-либо представляло собой оскорбление (contumelia). Впоследствии, при императорах, под К.

(calumnia) понималось ложное обвинение кого-либо в преступном деянии; она сливалась, поэтому, с ложным доносом. Только в средневековом германском праве мы встречаемся с особым преступным деянием К. (Verleumdung), главным признаком которого было сообщение о ком-либо ложных сведений в отсутствии потерпевшего, “за спиной его” (hinter dem R ü cken).

Предварительно привлечения клеветника к ответственности требовалось иногда, чтобы виновный, в присутствии потерпевшего, повторил рассказ о бесчестном поступке последнего; если же виновный, в присутствии потерпевшего, отказывался от своих слов и признавал их лживость, то он никакому взысканию не подвергался.

Как в императорском римском праве (начиная с Константина), так и в германском всегда выделялся пасквиль, т. е. письменное сочинение, содержащее в себе ложные оскорбительные для кого-либо сведения (libelli famosi, schriftliche unrechtliche peinliche Schm ä hung), которое влекло за собой, помимо денежного взыскания за обиду, еще и уголовное наказание.

Понятие К. до сих пор чуждо английскому праву, которое, кроме обиды (slander), знает лишь сочинение, позорящее честь (libel), независимо от того, согласно ли с истиной сообщаемое или нет. Во французском праве до издания кодекса К. (calomnie) была наказуема. Code p é nal (art. 367) ограничил понятие К.

тем, что для наличности ее требуется письменное или печатное произведение; exceptio veritatis допускалась, с ограничением лишь в способах доказательства истинности сообщенных сведений. С изданием закона 17 мая 1819 г. понятие К. исчезает из французского права, усвоившего систему диффамации. В русском праве понятие К. нового происхождения (ср. В.

Utin, “Ueber die Ehrenverletzung nach russischem Recht”, 1857; H. Ланге, “О наказаниях за бесчестье по древнему русскому праву”, в “Журнале М. Н. Пр.”, 1859 г., № 6; Духовской, “О клевете). В “Русской Правде”, а затем в грамотах говорится лишь об обидах. Уложение Алексея Михайловича, весьма подробно останавливающееся на обидах и местничестве, ничего не говорит о К.

Только в уставах Петра Великого мы встречаемся с понятием пасквиля и клеветы, перешедшим в Свод Законов. По ст. 423 Свода Законов уголовных, изд. 1842 г.

, “кто сочинит ругательное письмо на лицо другого (пасквиль), прибьет и распространит оное и через сие причинит другому вред, тот за сие нарушение чести и оскорбление доброго имени подвергается тому наказанию, какому бы преступление подвергало того, в коем другого он обвинить хотел; самое письмо должно быть сожжено публично”. Пасквилянт освобождался от наказания, если он мог доказать истинность обвинения. По ст. 428 признавался виновным в К. тот, “кто поклеплет на другого в намерении обругать честное его имя”; виновный должен был перед обиженным и перед судом обличить свои слова и сказать, что он солгал.

Из современных законодательств К., как особое деяние, сохранилась отчасти в уложениях бельгийском, голландском и германском. Действующие в России Уложение о наказаниях и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривают К., как особый вид посягательства против чести. Простой вид ее, предусмотренный ст. 136 Устава о наказаниях, — это К. на словах или на письме. Ст.

136 не содержит определения понятия К., но, по разъяснению кассационного сената, к простой К. применимо определение, данное Уложением о наказаниях квалифицированной К. в ст.

1535, которая гласит: “кто дозволит себе в представленной присутственному месту или чиновнику бумаге, оклеветать кого-либо несправедливо, обвиняя его, или жену его, или членов его семейства в деянии, противном правилам чести, тот подвергается заключению в тюрьме на время от 2 до 8 месяцев.

Тому же наказанию и на том же основании подвергаются и те, которые дозволят себе клевету в печатном или же иным образом, по их распоряжению или с их согласия, распространенном и получившем гласность сочинении или письме”. Из определения закона следует, что для наличности К.

требуется: а) указание на определенное деяние, приписываемое потерпевшему и противное правилам чести; общий оскорбительный отзыв о личности и деятельности кого-либо, критика, хотя бы и оскорбительная, чьей-либо профессиональной деятельности или невыгодный для чести вывод из фактов и данных, касающихся потерпевшего, может составлять опозорение, но не клевету; б) распространение сведений; необходимо, чтобы сообщение о бесчестном деянии сделано было в присутствии третьих лиц или при условиях, дающих возможность его распространения; безразлично, однако, получило ли оно действительно распространение или нет; в) сообщаемое должно быть не только объективно ложно, т. е. противно истине, но и субъективно ложно, т. е. сообщающий, в момент сообщения, должен знать, что оно ложно. Не может, поэтому, отвечать как за клевету тот, кто распространяет о ком-либо ложные известия, почитая их за достоверные; наконец, г) для наличности К. необходим умысел, намерение оскорбить, умалить или нарушить честь; другими словами, необходима наличность сознания, что сообщаемый факт позорит честь. Ср. решения уголовного кассационного департамента сената 1874 № 128, 1 8 76 г. № 571, 1885 г. № 33 и 1886 г. № 34.

Простая К., наказуемая по ст. 136 Устава о наказаниях, отличается от квалифицированной, предусмотренной в ст. 1535 Устава о наказаниях, только способом распространения ложного сведения: она предполагает ограниченный круг лиц, среди которых К. может распространиться путем словесного сообщения или письма, не предназначенного для гласности.

Наказание — арест до 2 месяцев — усиливается (до 3 месяцев ареста), если клеветой оскорблена честь женщины или лица, которое, по особым к виновному отношениям, имело право и на особое уважение. Квалифицированная К. предполагает сообщение ложного оскорбительного сведения в официальной бумаге (остаток прежнего смешения К.

с ложным доносом) или в произведении, печатном или письменном, предназначенном для гласности. Обвиняемый в К. может защищаться возражением об истинности разглашенного им факта. Особо предусмотрена Уложением о наказаниях (ст. 1539) К. против восходящих родственников. Дела о К. начинаются не иначе как по жалобе потерпевшего.

Спорным, как в теории, так и на практике, представляется вопрос о том, могут ли быть объектом К. юридические лица. Ср. Обида.

Литература.

Weber, “Ueber Injurien und Schmähschriften” (1820); Freudenstein, “System des Rechts der Ehrenkränkungen” (1884); Binding, “Die Ehre und ihre Verletzbarkeit” (1892) — философское и юридическое обоснование понятия чести; Gobler, “Ueble Nachrede” (1892); Chasson, “Trait é des délits et contraventions de la parole” (1837—1839); Boulanger, “De la diffamation et de l'injure” (1882); Fobreguettes, “Traité des infractions de la parole, de l'écriture et de là presse” (1884); Barbier, “Code expliqué de la presse” (1887); Eckstein, “Die Ehre in Philosophie und Recht” (1888); Achbold, “Pleading and evidence cases” (21 изд., 1893); Спасович, “О преступлениях против чести частных лиц”.

Г. Сл.

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0

Клевета

Клеветы

***

Кле­вета́ – 1) без­осно­ва­тель­ное или заве­домо ложное обви­не­ние кого-либо; 2) дис­кре­ди­ти­ру­ю­щая кого-либо молва или слух, осно­ван­ная (осно­ван­ный) на лжи; 3) умыш­лен­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на фор­ми­ро­ва­ние и рас­про­стра­не­ние ложных слухов, поро­ча­щих чью-либо честь и досто­ин­ство; 4) излюб­лен­ное заня­тие диа­вола. 

Кле­вета — лже­сви­де­тель­ство, нару­ше­ние 9‑й запо­веди (Исх. 20:10).

Хри­сти­ан­ство учит не дове­рять кле­вете. Рас­спроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Рас­спроси друга, может быть, не гово­рил он того; и если сказал, то пусть не повто­рит того. Рас­спроси друга, ибо часто бывает кле­вета (Сир. 19:13–15).

Первая кле­вета встре­ча­ется в 3 главе Бытия, когда сатана кле­ве­щет на Бога, пред­став­ляя Творца лжецом. От этой кле­веты про­изо­шло гре­хо­па­де­ние чело­ве­че­ства, поэтому сатана име­ну­ется кле­вет­ни­ком.

Слово кле­вета наи­бо­лее часто встре­ча­ется в книгах Мак­ка­веев.

Кле­ве­той на Христа иудей­ские пер­во­свя­щен­ники доби­лись от про­ку­ра­тора Иудеи смерт­ного при­го­вора. Кле­вета на первых хри­стиан часто слу­жила при­чи­ной гоне­ний. Так, окле­ве­тав хри­стиан в под­жоге Рима, Нерон ини­ци­и­ро­вал новую волну гоне­ний на хри­сти­ан­ство по всей импе­рии.

Опро­вер­же­нием кле­веты на хри­стиан зани­ма­лись первые апо­го­ло­геты хри­сти­ан­ства.

Кле­вет­ни­че­ский харак­тер носили обви­не­ния в адрес свят. Иоанна Зла­то­уста, при­вед­шие его к осуж­де­нию,  лише­нию кафедры и ссыл­кам.

В период совет­ских гоне­ний на хри­сти­ан­ство госу­дар­ство часто при­бе­гало к кле­вете для осуж­де­ния ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков.  Так, свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Чича­гов) был рас­стре­лян по кле­вет­ни­че­скому обви­не­нию в созда­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной монар­хи­че­ской орга­ни­за­ции.

Согласно 145 пра­вилу Кар­фа­ген­ского Собора, если вина кли­рика по одному из пунк­тов обви­не­ния не дока­зана, после­ду­ю­щие обви­не­ния не рас­смат­ри­ва­ются. Это пра­вило про­ти­во­дей­ствует рас­про­стра­не­нию кле­веты.

***

Почему клевета считается одним из наиболее злостных грехов?

В отли­чие от многих других видов греха, нано­ся­щих нрав­ствен­ный вред глав­ным обра­зом совер­ша­ю­щему их греш­нику, кле­вета может ска­зы­ваться, а нередко и ска­зы­ва­ется на огром­ном коли­че­стве людей и даже на целых наро­дах.

Причём речь идёт не только о тех людях, кото­рые под­вер­га­ются кле­вет­ни­че­ским обви­не­ниям, но и о тех, кто созна­тельно или по лег­ко­мыс­лию участ­вует в лже­сви­де­тель­стве: все они в резуль­тате могут пред­стать перед судом Боже­ствен­ной Правды (см: Ложь).

Так, во вре­мена Вет­хого Завета наду­ман­ные обви­не­ния в адрес иудеев, воз­вра­тив­шихся из Вави­лон­ского плена и при­сту­пив­ших к вос­ста­нов­ле­нию раз­ру­шен­ного Храма (1Ездр.

4:6), при­вели к оста­новке стро­и­тель­ства на несколько лет (1Ездр.4:4:24).

В итоге иудеи не могли пол­но­ценно справ­лять пред­пи­сан­ные им рели­ги­оз­ные обряды, а винов­ными в этом ока­за­лись кле­вет­ники.

Во вре­мена Нового Завета кле­вета в адрес Христа (а Его, как известно, обви­няли в нару­ше­нии закона, пособ­ни­че­стве диа­волу и бого­хуль­стве) довела не уве­ро­вав­ших иудеев до бого­убий­ства (Ин.19:15).

Кле­вета в адрес хри­стиан, обви­ня­е­мых в заго­во­рах против Рим­ских вла­стей, кро­во­сме­ше­ниях, людо­ед­стве, покло­не­нии осли­ной голове, спо­соб­ство­вала при­умно­же­нию нена­ви­сти к ним как со сто­роны могу­ще­ствен­ных язы­че­ских фана­ти­ков, так и со сто­роны про­сто­лю­ди­нов. В резуль­тате, хри­стиан истя­зали, бро­сали в тем­ницы, умерщ­вляли зве­рями, огнём и мечом. Само собой разу­ме­ется, что при таком поло­же­нии вещей ответ­ствен­ность за невин­ную кровь ложи­лась не только на истя­за­те­лей и пала­чей, но и на про­во­ци­ро­вав­ших их кле­вет­ни­ков.

Не будем забы­вать, что именно кле­вета побу­дила дру­же­ствен­ных ден­нице анге­лов вос­стать против Бога, в резуль­тате чего все они были низ­верг­нуты с небес. Само имя «диавол» интер­пре­ти­ру­ется в бого­сло­вии как про­тив­ник и кле­вет­ник (см.: Сатана).

***

Если жалоба неспра­вед­лива, то дела­ется кле­ве­той.
свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Если же под­верг­нешься кле­вете и после откро­ется чистота сове­сти твоей, не гор­дись, но со сми­ре­нием служи Гос­поду, изба­вив­шему тебя от кле­веты чело­ве­че­ской.

Не огор­чай брата кле­ве­той на брата его, ибо не дело любви-воз­буж­дать ближ­него на поги­бель души.Не должно и дове­рять гово­ря­щему дурное, потому что кле­вета часто бывает от зави­сти.

Как моль портит одежду, так кле­вета-душу хри­сти­а­нина.

пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

По мере того, как будешь молиться за окле­ве­тав­шего, Бог будет откры­вать соблаз­нив­ше­муся истину о тебе.
прп. Максим Испо­вед­ник

Душа кле­вет­ника имеет язык с тремя жалами, ибо уязв­ляет и себя, и слы­ша­щего, и окле­ве­тан­ного.
авва Фалас­сий

Помни, что тот, кто слышит о себе кле­вету, не только не терпит вреда, но еще полу­чит вели­чай­шую награду. Нико­гда не при­ни­май кле­веты на ближ­него своего, но оста­нав­ли­вай кле­вет­ника такими сло­вами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяж­кими гре­хами, как же нам осуж­дать других?»
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Любя­щий ближ­него нико­гда не может тер­петь кле­вет­ни­ков, но убе­гает от них, как от огня.
прп. Иоанн Лествич­ник

Окле­ве­тали вас… хотя вы неви­новны? Надо бла­го­душно тер­петь. И это пойдет вместо епи­ти­мий за то, в чем сами себя счи­та­ете винов­ными. Поэтому кле­вета для вас – милость Божия. Надо непре­менно при­ми­риться с окле­ве­тав­шими, как это ни трудно.
св. Феофан Затвор­ник

Зло­ре­чием и кле­ве­той сми­ря­емся, и само­мне­ние наше уни­что­жа­ется. Так дается нам зло­ре­чи­вый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не пре­воз­но­си­лись.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

Обви­не­ние на пре­сви­тера не иначе при­ни­май, как при двух или трех сви­де­те­лях  (1Тим. 5:19).

Источник: https://azbyka.ru/kleveta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.